Реклама
Сайт и форум родителей
Войти
Регистрация
Мобильная версия
Читай
Общайся
Выигрывай
Сервисы
Как вы относитесь к ванилину в детских кашах?
ничего страшного, это же натуральный ароматизатор
если не для самых маленьких, то можно
категорически против / строго слежу, чтобы в кашах не было ванилина
Другое
ОПРОС
Правила форума
Форум / Воспитание / Приобщение детей к русской народной культуре
Нажмите, чтобы просмотреть личную страницу NadejdaL
Надежда
Последний визит: 27 февраля 2011 | 18:25
На сайте: c 9 декабря 2010
Рейтинг: 3
– – – – – – – – – – – – – – – –
Недавно здесь
– – – – – – – – – – – – – – – –

Приобщение детей к русской народной культуре, через взаимодействие с социальными институтами.




(Из опыта работы старшего воспитателя МДОУ д/с № 40 Лушпа Л.А.)




Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки.
В современных условиях модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется совершенствованию педагогического процесса и повышению развивающего эффекта образовательной работы с детьми, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребёнка. Важной задачей дошкольного образовательного учреждения становится создание условий для наиболее полного раскрытия всех задатков и способностей ребёнка, его творческих возможностей. Задача решается на основе использования разных методов и средств активизации целенаправленной деятельности художественно - эстетического воспитания детей, обеспечивающих развитие творческих способностей детей, базовых культурно - эстетических и этических качеств его личности, а также социальное развитие ребёнка.
С первых лет жизни ребенка приобщают к культуре, общечеловеческим ценностям, помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности.
Проанализировав уровень воспитанности детей, педагоги дошкольного учреждения пришли к выводу, что у детей недостаточно формируются нравственно-этические чувства, воспитывается любовь к Родине, к традициям русской народной культуры. Данные исследования помогли разработать план - программу, основанную по приобщению детей к национальной культуре в соответствии с лучшими традициями педагогики.
Программное обеспечение МДОУ включает в учебно – образовательный процесс парциальные программы, посредством которых прививается у детей любовь к традициям русской народной культуры.
Приобщение детей к русской народной культуре осуществляется посредством взаимосвязи дошкольное учреждение с социальными институтами.
Одним из приоритетных направлений дошкольного учреждения является краеведческое направление.
С целью реализации данного направления дошкольное учреждение в течение ряда лет сотрудничает с Литературным музеем. Совместно с Литературным музеем разработаны музейно - педагогические программы:
 «В гостях у бабушки Агафьи» - первый цикл
 « Встречи с нянюшкой Ариной» - второй цикл
 « Мы - белгородцы» - третий цикл.
Программы предназначены для детей дошкольного возраста и введены в план работы в дошкольном учреждении, как программы дополнительного образования. В соответствии с этими программами в ДОУ создана своя программа. Эта программа дошкольного учреждения включает взаимодействие педагогов в реализации всех тем музейно - педагогической программы литературного музея.
Педагогами по темам разработаны планы – программы, которые формируют знания детей о традиционной культуре, знакомят с музейными предметами, создают представления о традициях, связанных с дворянской культурой, знакомят детей с литературными источниками: сказками, рассказами русских авторов, детским фольклором.
В результате у детей сформировано эстетическое восприятие, патриотизм, бережное отношение к прошлому, нравственно - этические нормы, желание познать и сохранять семейные, родовые традиции, воспитание музейной культуры.
В государственной детской библиотеке им. А.А.Лиханова, с которой дошкольное учреждение детский сад №40 связывает многолетнее сотрудничество, наши дети учатся задумываться о своей жизни, своем внутреннем мире, о взаимоотношениях с людьми и окружающим миром, учатся грустить и радоваться вместе с любимыми героями. Основная цель нашего сотрудничества – это дать детям возможность проявить себя в творчестве. Опыт работы показывает, что организация совместных мероприятий по приобщению детей к одному из самых древних искусств – детской литературы способствует познавательному развитию ребёнка, эмоциональному раскрепощению и творческому самовыражению. Совместные творческие встречи с современными писателями, художниками, поэтами Белгородской области обеспечивают живое общение, способствует установлению контакта с другими людьми. Настоящую, глубокую радость испытывают маленькие читатели, слушая размеренную, безграничную по своим словесным богатствам, доступную и понятную речь, а также динамичную, звучную, задорную речь. Дети постигают красоту родного языка с помощью детского писателя, детского поэта, педагога детского сада, который использует эти книги в образовательной развивающей среде ребенка. Особое художественно- эстетическое и эмоциональное воздействие оказывает на ребенка детская иллюстрация. В книгах у детей вызывает яркий интерес странички с иллюстрациями. Работы талантливых художников способствуют развитию у детей чувства радости, красоты гармоничного восприятия художественного словаря. Творческие встречи литературных чтений сопровождаются совместными с детьми обсуждением сочиненных историй, придумыванием сказок, рассказов, созданием иллюстраций к детским книжкам собственного сочинения. Огромный интерес вызывает у детей участие в конкурсе рукотворной книги «Книжное чудо своими руками», где дети раскрывают свои творческие способности. Такие встречи создают условия для развития у дошкольников речевого общения с взрослыми и сверстниками, приобщают детей к культуре чтения художественной литературы, языковой культуре, поощряя детское словотворчество.
Немаловажное значение в организации совместных творческих встреч уделяется проведению игр – драматизаций, литературных викторин, вечеров загадок. Дети готовят отрывки из известных им сказок Андерсена, русских народных сказок, литературных произведений. Совместно с взрослыми дети готовят декорации, участвуют в играх – драматизациях, в народных играх Белгородчины. Проведение таких мероприятий обеспечивает творческую деятельность одновременно в нескольких направлениях. Эта передача образной выразительности, которая требует исполнения комплекса художественных средств, исполнительского самовыражения, таких как пластики, движения, жеста, голоса. Совместное оформление декораций дает возможность детям проявить инициативу, самостоятельность, удовлетворить потребность в творческом самоутверждении. Используя различные формы взаимодействия, педагоги создают творческий стиль общения, вовлекая детей в познавательную, речевую, художественно – эстетическую деятельность. Конечно, не все дети могут стать артистами, писателями, поэтами, художниками. Однако, целенаправленная, совместная, систематическая работа дошкольного учреждения и детской библиотеки создает условия для поддержания интереса у детей к искусству как основной части современной культуры, развитию творческих способностей, к восприятию эстетической, художественной сущности детской литературы, в том числе литературы родной Белгородчины. Таким образом, опыт работы дошкольного учреждения и государственной детской библиотеки А.А. Лиханова, обеспечивает систему воспитания детского творчества, которое рассматривается в тесной связи с эмоциональным, познавательным и социальным развитием детей дошкольного возраста.
Дети и сотрудники ДОУ принимали участие в акции «Соберём детей в школу вместе»
По условиям договора с этим социальным институтом детства, сотрудники библиотеки проводят для воспитанников нашего детского сада экскурсии, занятия по сказкотерапии, уроки нравственности «Ступеньки мудрости», « Такие разные книжки», музыкальные занятия «Введение в язык музыки».

Белгородский Государственный историко – краеведческий музей.

Главной целью сотрудничества с историко - краеведческим музеем является знакомство с традиционной народной культурой, с литературными источниками, музейными экспонатами, их назначением. Сотрудники научно-просветительного отдела музея подготовили цикл тематических занятий, который входит в музейно-образовательную программу: «Люби и знай, свой край», и «Здравствуй, музей!» для детей дошкольного возраста. В результате нашего сотрудничества мы вводим музей в сферу жизненных интересов ребенка. Музейные занятия проходят в игровой форме с элементами театрализации. Первое занятие «Дом, который зовется музей!» знакомит детей с домом, который собирает, хранит и представляет культурные ценности, с правилами поведения в музее, с понятиями «музейный предмет», «экскурсовод», «экспонат», и т.д.
В настоящее время в тематику музейных занятий для дошкольников внесены изменения в соответствии с программой О.Л. Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Учитывая наши пожелания, сотрудниками музея были разработаны новые темы занятий, способствующие расширению и углублению представления детей о природе с экологической направленностью, а также занятия по основам православия.

Организация работы педагогов с детьми.

Работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры требует организации особых условий, создания яркой образности и наглядности, которая обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. В дошкольном учреждении и в группах были созданы уголки: «Полочка народного декоративно - прикладного искусства», «Мини - музей народной старины», «Русская горница», которые напоминают русскую избу, а также собраны предметы старины: прялки, ступы, лапти, гребни, утюги, расшитые скатерти и т. д. В рекреации оформлен уголок «Русская изба», создана картинная галерея белгородского художника А.А. Гончарова «Белгород вчера и сегодня», размещены картины с изображением храмов города Белгород. Информационный стенд «Моё отечество» знакомит родителей о работе ДОУ в данном направлении.
Педагоги на таких занятиях, как «Милости просим, гости дорогие», «Чудесный сундучок», «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча», «Вот так чудо - самовар», «Хлеб всему голова» знакомят детей с убранством избы, старинными предметами обихода, рассказывают об их предназначении, разучивают пословицы, поговорки, загадывают загадки о предметах старины. На занятиях художественно - творческой деятельности дети воспроизводят свои знания и умения. На музыкальных занятиях разучивают народные песни, танцы.
Педагогами дошкольного учреждения проводятся кружковая работа: «Волшебная ниточка», «Волшебная бусинка», на которой знакомят детей с рукоделием. Вызвать интерес к рукоделию, помогла выставка «Бабушкин сундучок», на которой были представлены предметы быта с вышивкой. С детьми проведён цикл занятий, на которых они вышивали любимые игрушки, салфетки в подарок для мам и бабушек, сотрудникам, детям детского сада и гостям. Также в вышивках были отражены праздники народного календаря: «Рождественские колокольчики», «Вербочки пушистые », «Пасха - красная» и другие.
Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Проводятся совместные с родителями и детьми творческие мероприятия: «Встречи в русской избе», «Посиделки», «Колесо истории», «Коляда, коляда отворяй ворота», «Веселье и труд рядом живут» и др. Совместно с родителями и детьми постоянно оформляются творческие выставки по праздникам народного календаря. Это помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, что формирует положительное отношение друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведение русских народных праздниках, в изготовлении атрибутов в мини-музее «Русской избы», в украшении группы к русским народным праздникам «Пасха», Рождество, Новый год, Масленица, участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах.

Результатами проведенной работы являются:
использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок, умение играть в русские народные подвижные игры, используя считалки, знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства;
осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках: знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи, знание истории русского народного костюма, головных уборов, используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности, у детей сформировано бережное отношение к предметам быта, произведениям народного творчества.

В дальнейшем поставлены цели и задачи сотрудничества МДОУ с социальными институтами детства:

- создание единого образовательного пространства,
- расширение социальных контактов детей,
- взаимодействие детского сада с другими институтами детства, которые способствуют развитию и социализации личности ребенка.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с другими воспитательно-образовательными и социальными институтами осуществляется в интересах детей, семей и заключается в привлечении специалистов названных учреждений к такому взаимодействию, которое взаимовыгодно и полезно для обеих сторон.
Последний раз редактировалось: NadejdaL (27 февраля 2011 | 18:49), всего редактировалось 2 раз(а)
Оценить
Нет подписи
Форум / Воспитание / Приобщение детей к русской народной культуре
Показать панель форматирования
Предварительный просмотр
Показывать смайлы
Я читал и принимаю правила общения на сайте
Сообщать мне о получении ответов в этой теме
Добавить фото:

Выберите одно или несколько фото


Отзывы Форум Розыгрыши Консультации и ответы
Новости Дневники Календарь развития ребенка Поиск подруг
Статьи Игры Линеечки Детский интернет-магазин
Пособия Викторины Вес при беременности Куплю-продам
Объявления Фотоконкурсы Календарь беременности Раскраски
О ПРОЕКТЕ РЕКЛАМА ВАКАНСИИ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ПОМОЩЬ ГРУППЫ