Реклама
Posobie.info – полезный сайт для родителей Введите номер пособия и выиграйте ценные призы!
Войти
Регистрация
I триместр
II триместр
III триместр
Первые недели
Малыш до года
От года до 3 лет
От 3 до 7 лет
Читай
Общайся
Выигрывай
Сервисы
Фотоконкурсы
Правила форума
Форум / Детская психология /

"МАМОЧКА, Я - САМ!"

Нажмите, чтобы просмотреть личную страницу Незабудкa
Надежда, 40 лет,  Мытищи 
Степа (29.06.2007)Настёнка (27.10.2001)
Последний визит: 23 августа 2014 | 19:14
На сайте: c 9 октября 2007
Рейтинг: 11810
– – – – – – – – – – – – – – – –
Вице-мисс PR сайта
– – – – – – – – – – – – – – – –
Все родители хотят,
чтобы их ребенок
сам делал уроки,
сам выбрал институт
и поступил в него,
сам нашел
хорошее место работы.
С чего же начинается
самостоятельность?


Прежде чем стать самостоятельным, ребенок должен пройти этап «не-самостоятельности», теснейшей взаимосвязи с мамой. В первые месяцы жизни у ребенка формируется базовое чувство либо защищенности, доверия к окружающему миру, либо безнадёжности, неопределенности и недоверия. Это базовое чувство остается с человеком на всю жизнь. Люди, доверяющие окружающему миру, – уверены в себе, они самостоятельны и успешны.
Базовое чувство доверия и защищенности формируется у ребёнка, когда мама всегда рядом, долго кормит малыша грудью, носит его на руках, поет ему песенки. Надо ли боятся избаловать ребенка, «приучив его к рукам»? Ведь для него это такая же потребность, как есть и спать.
Он – личностьИ вот, вдоволь насидевшись на маминых ручках, малыш заявляет: «Я – сам!» Это означает, что начался новый этап в жизни и ребёнка, и мамы. Обычно он наступает между двумя и тремя годами, его называют кризисом трехлетнего возраста. В это время очень важно предоставить ребёнку возможность быть самостоятельным. В противном случае у него пропадёт желание делать что-либо самому.
Чтобы помочь малышу развить самостоятельность, нужно предоставлять ему право выбора, возможность принять решение. («Какую майку наденем – синюю или красную? Будешь пить из чашки или из стакана?»)
Не менее важно позволять малышу исследовать окружающий мир. Пускай штаны в глине, подумаешь, рубашку порвал! Хотя, конечно, обидно маме, но всё это, как говорил Карлсон – дело житейское. Со временем он научится не рвать рубашки и не пачкать штанишки. Но если попытки быть самостоятельным вызывают у родителей раздражение и если ему не разрешается принимать решения относительно себя – появляется чувство стыда и сомнения. А дальше – отсутствие инициативы, проблемы с развитием интеллекта.
Пуговки-шнурочкиВажно поощрять попытки малыша обслуживать себя, не делать за ребенка то, что он может сделать сам.
Детки очень любят сами раздеваться и одеваться. Уже в полтора года малыш может сам разуться, пытается что­то надеть на себя. Постепенно его мастерство растет, и начиная с трёх лет ребенок может полностью одеться (за исключением мелких пуговиц, «молний» и т.д.). Но это при условии, что малышу дадут возможность научиться одеваться. Маме очень часто некогда, ей проще самой одеть ребёнка. Но если понимать, насколько это важно для развития личности, можно как­то выкроить время. А если уж совсем нет времени, можно пойти на компромисс: «Мы сейчас очень торопимся, давай я тебе помогу, а в следующий раз оденешься сам».
Чтобы ребенку было проще, проговаривайте последовательность действий: «Сначала мы наденем колготки, потом – штаны, потом – ботиночки» и т.д. Для нас это очевидно, а для двухлетнего чада – нет. Одежду для ребенка надо выбирать так, чтобы ее было легко надеть. Футболки и кофточки должны быть просторными, с крупными пуговицами. Обувь лучше покупать на липучках. Смотрите, чтобы на одежде было как можно меньше всяческих мудреных застежек и завязок.
Обязательно хвалите малыша, если он что­то надел сам. Даже если он всё надел шиворот­навыворот, не ругайте его, а тактично предложите свою помощь. В этом деле, как всегда, требуется терпение. Кстати, одеваясь сам, ребёнок тренирует пальчики, а значит, развивает речь и мышление. Ребенок, который умеет сам одеваться и раздеваться, чувствует себя гораздо увереннее, поэтому так важно помочь ему научиться.
Ложку – в руки!Примерно с года можно во время кормления давать малышу в ручку ложку. Ничего, что поначалу он больше будет колотить ею по столу. Постепенно ребенок начнет употреблять сей предмет по назначению. Часто бывает, что дети, которые уже хорошо умеют есть самостоятельно, вдруг отказываются это делать и хотят, чтобы их кормила мама. Не пугайтесь, это быстро проходит. Просто иногда взрослому двухлетнему человеку вдруг снова хочется почувствовать себя маленьким.
Педагоги советуют как можно раньше приучать ребёнка пить из чашки, не увлекаясь бутылочками. Проще малышам пить из маленькой чашки.
После двух лет можно начинать орудовать вилкой (под присмотром мамы). А около четырех можно осваивать вилку с ножом. В два года малыш уже может выполнить простые поручения – расставить тарелки, разложить ложки. Это не только развивает самостоятельность, но и занимает малыша.
Мамины помощникиПримерно начиная с трех лет, у детей возникает большое желание помочь маме, что-то помыть, вытереть, убрать. Не нужно гасить это желание! Разрешайте малышу мыть посуду. Это огромное удовольствие для детей, потому что они любят играть с водой. Неменьший восторг вызывает стирка. Налейте в таз воды и покажите, как стирать носочки и платочки. Конечно, все вокруг (включая саму или самого «чистюлю») будет мокрое, но результат того стоит.
Примерно в четыре с половиной года можно научить ребёнка резать ножом. Начните с вареных овощей для винегрета. Ножик должен быть небольшим, удобным и не слишком острым. Не страшно, если ребёнок порежется, без этого не бывает. Обработайте ранку и продолжайте стряпать. В пять – шесть лет можно уже брать в руки иголку. Это полезно для развития мелкой моторики. Не бойтесь научить ребёнка пользоваться утюгом. Конечно, необходимо соблюдать технику безопасности: розетка, провод и вилка должны быть в хорошем состоянии, гладить в первое время ребёнок должен под присмотром.
Скоро в школуШкольник пользуется большей самостоятельностью, он уже многое знает и умеет. Заранее подготовьте ребёнка к этому новому уровню самостоятельности. Если ваш первоклассник должен будет сам разогревать себе обед, ещё до школы научите его пользоваться газовой плитой и электроприборами. Проверьте, насколько хорошо он это усвоил. Также очень важно заранее изучить маршрут от дома до школы. Сначала несколько раз проделайте этот путь вместе, особое внимание обращая на дороги и переходы. Потом можно отпустить ребёнка одного, наблюдая за ним со стороны. Когда ребёнок освоит этот маршрут, вы будете спокойны, что он не растеряется и не заблудится.
Когда вы учите малыша чему-то новому, постарайтесь делать это спокойно и терпеливо. Обязательно разговаривайте с ребёнком, все ему объясняйте. Прежде чем малыш будет делать что-то сам, ему нужно несколько раз проделать это вместе с мамой. Оставляйте ему право на ошибку, ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает.
Консультировали Светлана Павловна Мучкаева, педагог ЦРК «Лада» и Лира Алексеевна Малафеева, старший воспитатель детского сада № 385.

Ссылка
Оценить
Форум / Детская психология / "МАМОЧКА, Я - САМ!"
Показать панель форматирования
Предварительный просмотр
Показывать смайлы
Я читал и принимаю правила общения на сайте
Сообщать мне о получении ответов в этой теме