Реклама
Posobie.info – полезный сайт для родителей Введите номер пособия и выиграйте ценные призы!
Войти
Регистрация
I триместр
II триместр
III триместр
Первые недели
Малыш до года
От года до 3 лет
От 3 до 7 лет
Читай
Общайся
Выигрывай
Сервисы
Фотоконкурсы
!
14:46 | 18 Мар 2019
14:12 | 17 Мар 2019
9:39 | 16 Мар 2019
8:52 | 16 Мар 2019
13:55 | 15 Мар 2019
16:58 | 13 Мар 2019
11:57 | 13 Мар 2019
К
14:39 | 12 Мар 2019
Правила форума
Форум / Детская психология /

«НЕЛЬЗЯ» И "НЕЛЬЗЯШКИ"

Нажмите, чтобы просмотреть личную страницу Незабудкa
Надежда, 40 лет,  Мытищи 
Степа (29.06.2007)Настёнка (27.10.2001)
Последний визит: 23 августа 2014 | 19:14
На сайте: c 9 октября 2007
Рейтинг: 11810
– – – – – – – – – – – – – – – –
Вице-мисс PR сайта
– – – – – – – – – – – – – – – –
Кому как не нам, взрослым, известно: мир состоит из сплошных запретов и ограничений, гласных и негласных. Что-то обусловлено рамками социальными, что­то является вопросом безопасности, что-то – морали. Для ребенка же никакие запреты и рамки изначально не существуют, и именно мы, родители, становимся теми, кто – объяснением, окриком, внушением, шлепком, собственным примером – расставляет вокруг него пограничные столбы, помечая опасные зоны и запретные территории.

Но всегда ли, все ли запреты и ограничения оправданы? И как их устанавливать? Можно месяц за месяцем, год за годом ходить за ребенком хвостом, можно выхватывать у него из-под носа опасные предметы, можно дергать его очередным «нельзя», но долго ли нам удастся ограждать его от окружающего мира? Ведь юному человеку предстоит в этом мире жить, а значит, необходимо научиться самостоятельно оценивать опасности и избегать их.
Мы отнюдь не призываем отпустить детей на все четыре стороны и терпеливо наблюдать, как они тянут в рот окурки и камни с земли, чтобы убедиться, что те действительно невкусные. Однако беспрерывные одергивания загоняют ребенка в психологическую тюрьму, порождают неуверенность, страх перед окружающим миром, беспомощность.
НЕЛЬЗЯ!!!Пожалуй, это одно из первых слов, которое слышит только-только начавший самостоятельно передвигаться (причем необязательно ходить) ребенок. Нельзя есть из собачьей миски, нельзя копаться в горшке с цветком, нельзя кидаться едой – нельзя, нельзя, нельзя... А давайте теперь взглянем на мир глазами ребенка. Все вокруг непонятное, новое, интересное, просто-таки зовущее понюхать, попробовать на зуб, чтобы узнать вкус, уронить, чтобы послушать, какой получится звук, кинуть, чтобы посмотреть, что случится.
А родители? Вместо того чтобы порадоваться за компанию, эти бестолковые существа начинают дергаться и с криком «нельзя» отнимать, оттаскивать и вообще – лишать права на самостоятельное познание окружающей среды. Раз, другой, третий, десятый... И постепенно у ребенка закрепляется рефлекс: если видишь что-то новое и непонятное, впереди ждет окрик и прочие неприятности. И тяга к исследованиям постепенно увядает.
НЕЛЬЗЯ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ...Что же делать?
«Вымыть дома полы, убрать безусловно запрещенные предметы подальше и определить три самых главных запрета, – советуют психологи, – именно столько «нельзя» в состоянии воспринять маленький ребенок».
Итак, нужно определиться, против чего Вы категорически возражаете, что (с Вашей точки зрения) ставит под вопрос безопасность Вашего ребенка. Например, ни в коем случае нельзя копаться в мусорном ведре, выдергивать руку у мамы посреди проезжей части и подходить к собакам на улице. Все. Если Вы спокойно изложите причины, по которым ему категорически запрещено так поступать (если, конечно, малыш уже способен воспринимать логические доводы), и регулярно будете повторять на эти действия «нельзя», ребенок это запомнит. Если же окружить его сплошным барьером запретов, он, скорее всего, просто начнет их игнорировать.
Говорить это слово надо строгим и серьезным голосом, без всякой улыбки, без всякого намека на игру, а нежелательное действие пресекать немедленно, без «тридцати трех китайских предупреждений» и бонусов вроде «Нельзя брать мамин телефон, вот тебе вместо него конфетка». Подобный подход совершенно исключен: ласка и одновременный запрет вносят смятение в детское сознание.
Запрет должен быть последователен (если нельзя брать вещи с папиного стола, то любые, не то после «ненужного» карандаша в дело пойдут вещи куда более нужные), непоколебим и однозначен, и никакие истерики, возмущения не должны ничего менять, в противном случае урок, что криком можно отодвинуть на желаемое расстояние любую границу, будет затвержен накрепко.
Разумеется, ребенок будет бунтовать с интенсивностью, которую позволит его темперамент, – например, плакать или стучать кулаками, а в особо запущенных случаях даже ложиться в грязь прямо на улице или биться об стенку головой. Это уже самонаказание – шантаж родителей в сформированной невротической реакции.
Не стоит чувствовать себя при этом инквизиторами (обычно отсюда и подсунутая вместе с «нельзя» конфетка, и виноватая родительская улыбка, тут же переводящая запрет в игру) – запреты нужны, полное их отсутствие порождает у ребенка ощущение, что с миром что-то не так. Тогда он начинает просить, требовать, чтобы хоть какие-то рамки были установлены – начинаются скандалы, истерики, провокации – ребенок поступает заведомо неправильно в ожидании этого спасительного «нельзя».
Еще один нюанс: что-либо запрещая, старайтесь избегать частицы «не». Дети пропускают ее мимо ушей, слыша вместо «не прыгай» – «прыгай», вместо «не беги» – «беги». Не так давно я слышала рассказ про девочку, которая получила сильнейшее впечатление, отправившись с папой зимой отпирать гараж. Папа вручил ей металлический замок со словами «только не лизни». Угадайте, что было дальше? Лучше сказать «остановись» или «спустись» – тут никаких разночтений уже не будет.
НА КАЖДОЕ НЕЛЬЗЯ СВОЕ ЛЬЗЯПолностью зацикливаясь на запретах, мы забываем уравновесить их разрешениями, и ребенок растет с убеждением, что мир состоит из сплошных опасностей. У него пропадает желание что-либо делать, познавать, активно контактировать с миром. Но ведь дело обстоит совсем не так!
Да – НЕЛЬЗЯ прыгать на диване. Зато МОЖНО попрыгать на батуте или, если таковым Вы еще не обзавелись, на специально разложенных на ковре подушках. Да – НЕЛЬЗЯ кидать на пол посуду. Зато МОЖНО кидать мячик – смотри, как он высоко и весело прыгает! Да – НЕЛЬЗЯ рисовать на стене, а в альбоме – не просто МОЖНО, но и нужно!
А что делать, если то, что делает ребенок, заведомо «нельзя», однако Вам трудно его проконтролировать? Например, если он интересуется ножиком на кухне, закипающим чайником, дверными петлями или нагретым утюгом? Вы оказались рядом, отследили, успели остановить – замечательно! Но где гарантия, что он не подберется к ним в Ваше отсутствие – стоит ведь только отвернуться...
Опытные родители и педагоги советуют знакомить ребенка с опасностями, а не ограждать от них, тем самым создавая особый – запретный, манящий – ореол. Дайте ребенку потрогать ножик из своих рук, покажите на лезвие (лицо у Вас должно быть как минимум серьезным и сосредоточенным) и скажите два-три слова, которые будете в подобных случаях употреблять – «больно», «опасно», «остро», «горячо» и т.д. Пусть ребенок убедится, что ножик действительно острый, а чайник – горячий, пусть он под Вашим контролем поймет, что причины для запретов действительно существуют. Воспримите это как прививку, при помощи которой Вы убережете своего малыша от более серьезных заболеваний.
А это породит у него еще одно важнейшее чувство – доверие к родителям. Да-да, именно доверие: ведь мама же говорила «больно» и «горячо», так и оказалось, а значит, надо ее СЛУШАТЬ. Именно поэтому неоправданные запреты, которые мы, родители (хотя чаще даже не столько родители, сколько бабушки и няни), ставим исключительно из-за собственной лени – не хочется следить, напрягаться, бежать следом, ждать, стирать, убирать и т.д. – опасны. Убедившись, что однажды мама­папа­бабушка сказали неправду, ребенок тут же ставит под сомнение и прочие непреложные истины. А это – прямая дорога к несчастному случаю.
Так пусть же он научится верить нашим словам сейчас, когда только делает первые шаги, и тогда в более старшем возрасте нам будет куда проще договориться и объяснить, почему нужно поступать так, а не иначе.
[подготовила] Анастасия Старынина

Ссылка

Добавлено спустя 2 минуты 40 секунд:

Nadinn
Да – НЕЛЬЗЯ рисовать на стене, а в альбоме – не просто МОЖНО, но и нужно!


МОЯ НАСТЯ ЭТО ПРЕКРАСНО ЗНАЕТ И ПРИ ЭТОМ НАПИСАЛА НА СТЕНЕ рядом с дверью на лестничной клетке свое первое слово "мама" hysterical
Оценить
Сообщение от незарегистрированного пользователя. Или этот пользователь был ранее зарегистрирован на сайте, но удалил свой аккаунт.
Какая же хорошая и правильная статья! good
Оценить
Нет подписи
Нажмите, чтобы просмотреть личную страницу Olia98
Ольга, 30 лет,  Суксун 
Дима (18.05.2007)
Последний визит: 9 июля 2008 | 9:26
На сайте: c 20 мая 2008
Рейтинг: 0
– – – – – – – – – – – – – – – –
Недавно здесь
– – – – – – – – – – – – – – – –
 Личная страница   Сообщения (9)   Фотоальбом   Личное сообщение 
Хорошая статья!
Оценить
Нет подписи
Нажмите, чтобы просмотреть личную страницу Кнопочка
Последний визит: 19 июня 2008 | 10:07
На сайте: c 28 мая 2008
Рейтинг: 0
– – – – – – – – – – – – – – – –
Недавно здесь
– – – – – – – – – – – – – – – –
 Личная страница   Сообщения (9)   Фотоальбом   Личное сообщение 
Статья действительно отличная!!Взяла многое себе на заметку clap спасибо
Оценить
Нет подписи
Нажмите, чтобы просмотреть личную страницу Ириск@
, 102 года
– – – – – – – – – – – – – – – –
Чтобы установить себе персональный девиз, оставьте на форуме 500 сообщений Я вам не нравлюсь? Как жаль, что мне плевать...
На сайте: c 13 ноября 2007
Рейтинг: 16222
– – – – – – – – – – – – – – – –
Победитель конкурса Мисс августа
– – – – – – – – – – – – – – – –
Отличная статья! Я и сама задумывалась над этим, но не могла сформулировать. А в этой статье все так грамотно и доступно написано!
Оценить
Нажмите, чтобы просмотреть личную страницу Клубничка
Ирина,  Москва 
Егор (09.07.2007)Александр (29.03.2014)
Последний визит: 29 августа 2014 | 12:24
На сайте: c 9 августа 2007
Рейтинг: 127
– – – – – – – – – – – – – – – –
Участник
– – – – – – – – – – – – – – – –
 Личная страница   Сообщения (112)   Фотоальбом   Личное сообщение 
хорошая статья respect
Оценить
Нажмите, чтобы просмотреть личную страницу алиса
Оксана, 36 лет,  Москва 
Анюта (14.07.2007)
Последний визит: 8 ноября 2011 | 9:21
На сайте: c 6 июня 2007
Рейтинг: 737
– – – – – – – – – – – – – – – –
Ветеран форума
– – – – – – – – – – – – – – – –
Очень полезная статья, я сама обо всем этом много раз задумывалась, только вот все равно не всегда себя контролирую с этими "нельзя", уж очень у меня их много.
Оценить
Форум / Детская психология / «НЕЛЬЗЯ» И "НЕЛЬЗЯШКИ"
Показать панель форматирования
Предварительный просмотр
Показывать смайлы
Я читал и принимаю правила общения на сайте
Сообщать мне о получении ответов в этой теме