Реклама
Posobie.info – полезный сайт для родителей Введите номер пособия и выиграйте ценные призы!
Войти
Регистрация
I триместр
II триместр
III триместр
Первые недели
Малыш до года
От года до 3 лет
От 3 до 7 лет
Читай
Общайся
Выигрывай
Сервисы
Фотоконкурсы
Правила форума
Форум / Детская психология /

Этапы жизни ребенка: от рождения до 11-ти лет

Сообщение от незарегистрированного пользователя. Или этот пользователь был ранее зарегистрирован на сайте, но удалил свой аккаунт.
Если что-то в характере Вашего ребенка Вас удивляет и Вам сложно понять откуда у него привычки и манеры, которым никто специально не обучал малыша, знайте, что учеными еще в 19 веке было установлено, что лишь 30% в характере человека, это наследственность, а 70% — социальная среда. То есть обстановки в семье, нашей повседневной реакции на те или иные поступки малыша.

Так что, согласитесь, большую часть характера нашего ребенка мы формируем сами (и, увы, в основном, неосознанно). Предлагаем Вашему вниманию одну из самых классических и, на наш взгляд, удачных (с точки зрения использования в практической психологии) периодизацию детского развития. Ее автор — Эрик Эриксон, известный ученый, психолог. Эта периодизация интересна прежде всего тем, что не только дает описание отдельных периодов в жизни ребенка, но и указывает на те возможные ошибки в воспитании, которые неизбежно скажутся на развитии личности в целом. Знакомясь с нею, Вы, возможно, что-то проясните для себя и в собственных неудачах и комплексах, что позволит не совершить тех же ошибок в воспитании собственных детей. Эриксон расписал свою периодизацию на всю жизнь до старости человека, всего периодов 8, но в этой статье мы познакомимся с периодами относящиеся непосредственно к детству. Сам автор назвал эти периоды «психосоциальными кризисами», потому, что каждому из них соответствует свой специфический конфликт с внешним миром. Если конфликт пройден успешно, то ребенок приобретает определенное свойство личности, опираясь на которое будет проходить и все остальные кризисные этапы. Если же конфликт не был «отработан», пройден так, как надо, то какое-то свойство характера, необходимое нам для всей дальнейшей жизни либо вообще не будет сформировано, либо сформируется в искаженном виде, оказывая специфическое влияние на все оставшиеся годы.

Первый период базового доверия (или недоверия) к миру. Он продолжается от рождения до 2 лет. У новорожденного еще нет никаких представлений ни о себе, ни о том мире, в котором он оказался. Зато у него есть определенный набор основных потребностей, без удовлетворения которых он не выживет: еда, тепло, присутствие мамы, общение. Если все это малыш получает по первому требованию, то у него формируется стойкое ощущение, что мир в котором он оказался — хорошее место, которому можно доверять. Наиважнейшее, или как говорят ученые — базовое чувство, без которого просто невозможно дальнейшее развитие личности. В этот период весь окружающий мир малыша сосредоточен в одном емком понятии — мама. И если он чувствует, что маме можно доверять, потому, что она накормит, успокоит, всегда будет рядом, не оставит его, маленького и беспомощного надолго одного, то в дальнейшем, подрастая, ребенок перенесет это чувство доверия и на остальных людей, на остальной мир. Так закладываются первые основы не только самооценки человека, но и его отношение к окружающему миру. Если же малыша оставляют подолгу плакать в кроватке (помните популярные в свое время книги доктора Спока, где он рекомендовал не поддаваться на «капризы» ребенка и не подходить к нему плачущему?), кормят строго по часам, которые установил не он, а кто-то «умный» за него, не носят на руках (чтобы не приучить), мало обнимают и целуют — то у ребенка возникает не только физический, но и эмоциональный дискомфорт. Не формируется такое важное ощущение надежности и незыблемости внешнего мира, мало того, из-за отсутствия чувства безопасности, мир этот начинает ощущаться, как нечто враждебное, от чего надо учиться защищаться. Именно это качество и ложится первым кирпичиком в фундамент личности будущего человека. Надо ли описывать, какое здание выстроится на подобном фундаменте? Итак, главное приобретение, которое Ваш ребенок должен вынести из первого периода — базовое доверие к миру.

Второй период называют Периодом автономии (от 2 до 4 лет). Это знаменитая «фаза упрямства», фаза «Я сам», так хорошо знакомая родителям трехлеток. Но не надо думать, что это только лишь упрямство, малыш примеряет себя к миру взрослых, осваивает новые умения и навыки, так необходимые ему. Чем больше багаж этих навыков, тем чаще его охватывает первое чувство сомнения «А хорошо ли я делаю?». Считается, что именно в этом возрасте возникает первое чувство стыда. К двум годам малыш обычно уже умеет пользоваться горшком и это означает не только сокращение объема стирки для мамы, это — первый опыт владения собой, что намного важнее. Ваш малыш, по сути, впервые предъявляет к себе некие требования и испытывает законную гордость, от того что справился. Если в этот период родители стыдят и ругают малыша за испачканные штанишки, за разбитую чашку или за испачканную мордашку при попытке есть самому (поводов, за что именно ругать в этом возрасте, согласитесь, предостаточно!), то сильно тем самым раскачивают уверенность маленького человечка в том, что он что-то может сделать САМ. К такому же результату приводят и чрезмерные требования к «правильности» поведения, которыми так грешат многие родители. Чувство стыда и ощущение собственной неумелости прочно ложатся в основу личности, характера и начинают пускать свои корни во всю дальнейшую жизнь. Хорошая, крепкая, или как говорят адекватная, самооценка с такими установками вряд ли уже разовьется. За этот нелегкий период ребенок должен научиться адекватно проявлять и контролировать свои чувства и поступки.

Период инициативы (от 4 до 6 лет). Это очень важный период самоутверждения личности. Малыши в этом возрасте крайне деятельны. И игра в этот период не просто игра — а важная школа взрослой жизни, создание своего мира, со своими законами и правилами. Ребенок этого возраста очень нуждается в поддержке и одобрении со стороны взрослых. Благодаря теплому эмоциональному отклику, поддержке он убеждается, что может достигнуть поставленной перед собой цели и на многое способен. Малыш примеряет на себя такое важное для всей дальнейшей жизни понятие «Могу — не могу». Если в качестве оценки своей деятельности ребенок получает лишь критику и замечания, то бурная активность сменяется пассивностью (зачем стараться, все равно все будет не так) и покорностью. Но пусть эта покорность не радует родителей — ведь качество пасовать перед трудностями и важными целями Ваш малыш теперь пронесет через всю жизнь. Людей, которых в пятилетнем возрасте не поддерживали в их начинаниях и устремлениях, Вы всегда можете узнать по тому, что у них «опускаются руки» при любой новой, трудной задачей. Люди эти вовсе не ленивы, просто они не научились, боятся проявлять инициативу, поскольку твердо уверены (благодаря не приобретенному навыку в период «инициативы»), что ничего не могут делать хорошо. А теперь вспомните, часто ли Ваш ребенок *(или Вы сами в детстве) слышали от своих родителей: «Ты ничего не умеешь!», «Тебя ни о чем нельзя попросить», «Ты занимаешься какой-то ерундой!». Эти высказывания, сделанные даже из лучших побуждений, развивают у ребенка чувство вины за свою несостоятельность, убежденность в том, что они ничего не способны сделать путного. Главное приобретение этого периода (при условии благополучного его прохождения) — инициативность, уверенность в своих силах, умение добиваться цели.

Период активности охватывает период от 6 до 11 лет. Ребенок уже — школьник и это уже по-настоящему вводит его в социум. В этом возрасте Ваш ребенок начинает сознательно работать «на результат», учится объективно (сравнивая с другими) оценивать себя и плоды своих трудов. В случае положительной оценки он начинает получать истинное удовольствие от удачно завершенного дела. Поддержка и поощрение взрослого в этот период особенно важны, причем, это уже поддержка не только родителей, но и других взрослых, учителей, например. Именно на этой стадии развития мы сталкиваемся с наиболее распространенной ошибкой взрослых, которые стремятся чрезмерно нагрузить свое чадо, мол от этого будет только польза. Факультативы, кружки и секции, школы с углубленным изучением чего-то там и пр. и пр. При такой нагрузке ребенок просто не может быть успешен во всех сферах, в которые его толкают родители. Отсюда — потеря удовольствия от успешно выполненного дела, вместо чувства радости и успешности — чувство неполноценности и собственной неспособности, особенно, если тебя все время с кем-то, более успешным сравнивают. Секрет успешного прохождения этого периода — правильно рассчитанные нагрузки Вашего ребенка, дающие ему возможность получать удовольствие от своей деятельности и не участвовать в повседневной гонке «на выживание». Понятно, что совсем маленькими нагрузки тоже не должны быть, важно, чтобы Ваш ребенок мог почувствовать себя состоятельным. Основное приобретение этого периода — умение получать радость от хорошо выполненной работы, умение доводить начатое до конца.

Заметьте, если «искажения» начались уже на первом или втором этапе периодизации Эриксона, то и прохождение всех оставшихся будет идти не столь «классически», как описано выше. Но, по крайней мере Вы сможете отследить и пока не поздно исправить какие-то свои ошибки, допущенные ранее.


Оценить
Нет подписи
Форум / Детская психология / Этапы жизни ребенка: от рождения до 11-ти лет
Показать панель форматирования
Предварительный просмотр
Показывать смайлы
Я читал и принимаю правила общения на сайте
Сообщать мне о получении ответов в этой теме