Реклама
Психологические тесты онлайн
Проверьте свои знания и интуицию, узнайте ваш характер и достойные качества!
Posobie.info – полезный сайт для родителей Введите номер пособия и выиграйте ценные призы!
Войти
Регистрация
I триместр
II триместр
III триместр
Первые недели
Малыш до года
От года до 3 лет
От 3 до 7 лет
Читай
Общайся
Выигрывай
Сервисы
Фотоконкурсы
Правила форума
Форум / Игры и игрушки /

О развивающих игрушках

Нажмите, чтобы просмотреть личную страницу beuty
Ирина
Максим (08.09.2007)
Последний визит: 5 декабря 2010 | 13:06
На сайте: c 17 апреля 2008
Рейтинг: 631
– – – – – – – – – – – – – – – –
Победитель конкурса Девушка Лето
– – – – – – – – – – – – – – – –
Что такое игра для взрослого человека? Что-то несущественное – развлечение, отдых, способ расслабиться и повеселиться, отвлечься от важных дел. Для ребенка же игра – это способ познания мира, приобретения необходимых в жизни умений и навыков. Когда маленький человек не спит – он играет! Осваивает внешний мир, изучает свойства разнообразных предметов и явлений. Природа подарила малышам великолепный способ познания – в игре. Те понятия, которые ребенок, играя, усваивает легко и незаметно, всерьез за партой он будет заучивать годами.

Бесценна детская игра и для всестороннего развития ребенка. Дошкольное детство – уникальный период жизни человека, когда возникают основы личности, активно развиваются мышление, воображение, творческие способности. Однако эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в главной деятельности дошкольника – в игре. Психологи давно доказали, что именно в игре у ребенка интенсивно развивается психика. Максимально активизируются память, мышление, восприятие. В игре ребенок лучше мыслит и больше запоминает, чем в учебной ситуации. И это неудивительно, ведь в игре ребенок живет по-настоящему, «взаправду».

Сейчас многие родители и педагоги понимают ценность детской игры как единственно доступного маленькому ребенку способа обучения и развития. Поэтому такими популярными стали развивающие игры и игрушки, авторские развивающие методики. Но как в многообразии игр и игрушек выделить развивающие и как понять, какие из них нужны ребенку? Попробуем разобраться.

Для начала определимся в терминах: «развитие» – формирование психических функций (мышление, память, восприятие, воображение); «обучение» – целенаправленное усвоение знаний, умений и навыков.

Конечно же одного без другого не бывает, но для прояснения вопроса с игрушками условно разделим эти понятия. Получается, что обучение – это только часть развития и, к примеру, развитие мышления – задача более приоритетная, чем просто обучение счету.

Для всестороннего развития ребенка необходимо уделять внимание всем сферам: интеллектуальной, физической, эмоциональной, эстетической, социальной. Перекосы недопустимы, мы ведь не хотим, чтобы ребенок вырос «однобоким», а стремимся к воспитанию гармоничной личности.

Социальному и эмоциональному развитию способствуют всяческие мишки, зайчики, собачки, куклы со всевозможной кукольной утварью, наборы для игры в доктора, парикмахера, магазин; транспортные игрушки: грузовики, поезда, машинки. Интеллектуальные, познавательные способности развиваются в играх со всевозможными кубиками, конструкторами, пазлами, мозаиками и пр. Физическому развитию способствуют: мячи, обручи, скакалки, кегли.

Выходит, что практически все традиционные игрушки являются развивающими! И кукла (эмоциональное, социальное, эстетическое развитие, бытовые навыки), и конструктор (пространственное и конструктивное мышление, анализ и синтез) являются важными, необходимыми развивающими игрушками.

Игрушки же, позиционируемые производителями как «развивающие» и направленные на изучение свойств предметов и явлений, связей между ними, научение счету и чтению, приобретению определенных навыков, правильнее будет назвать обучающими, дидактическими. Это не игрушки для свободной игры, а материал для учебных упражнений – ребенок должен уметь собрать, соотнести, запомнить, сделать что-то по образцу и т.д.

Психологи давно выделили главное условие развития человека – это самостоятельная деятельность. Для ребенка такой деятельностью является свободная игра: предметная и сюжетно-ролевая. Следовательно, развивающая игрушка должна стимулировать свободную самостоятельную игру ребенка. Малыш развивается, когда открывает для себя что-то новое: придумывает новое применение знакомым предметам, новые способы привычных действий, самостоятельно преодолевает возникающие трудности. То есть тогда, когда он свободен в своих действиях. Традиционные игрушки: пирамиды, кубики, вкладыши, мячи, конструкторы, куклы дают ребенку такую возможность. Они открыты и пластичны в использовании, практически не могут наскучить и позволяют ребенку осуществлять любые замыслы.

Большинство же дидактических игрушек имеют жестко заданные правила и единственно правильный вариант решения поставленной задачи. Они созданы для обучения и хороши как обучающее пособие. Дидактические игрушки позволяют легко, «играючи» обучить ребенка основным математическим понятиям, дать представление о цвете и форме, познакомить с окружающим миром. Либо помогают в приобретении умений и навыков, например, шнуровки.

Есть несколько очевидных признаков, по которым можно отличить развивающую игрушку.

Во-первых, это игрушка практически для любого возраста. Ребенок может играть с ней и в год, и в семь лет.

Во-вторых, нет единственно правильного варианта использования такой игрушки, правила ограничиваются только фантазией ребенка.

В-третьих, результат игры зависит только от ребенка.

КАК ВЫБРАТЬ РЕБЕНКУ ИГРУШКУ?

Выбирать игрушки нужно внимательно и придирчиво, ведь, как мы убедились, игра – дело серьезное. Обычно видно невооруженным глазом, насколько игрушка безопасна, внешне привлекательна, качественно изготовлена. Поэтому остановимся на других критериях, не столь очевидных, но не менее важных.

– Следует подумать, а что ребенок будет делать с этой игрушкой.

Именно возможность действия привлекает детей и стимулирует их познавательный интерес. Если игрушечный слон размером с ребенка, то он не станет предметом для игры, а станет декоративным элементом в детской комнате. Кроме того, нужно подумать, чему мы хотим научить ребенка и поможет ли нам данная игрушка.

– Игра должна приносить радость и удовольствие. Для ребенка это главнейшее условие, поэтому нужно учесть интересы самого малыша.

– Игрушка должна соответствовать возрасту и уровню развития ребенка.

– Чем сложнее и «умнее» игрушка, тем меньше ее польза для ребенка. Многочисленные электронные игрушки и интерактивные животные тормозят детское развитие! Ведь малышу не нужно думать, фантазировать, творить, достаточно нажать на кнопку.

– Хорошая игрушка подходит и для самостоятельной, и для совместной игры со сверстниками или взрослыми.

– Стоит обратить внимание на этическое содержание игрушки. Она должна вызывать гуманные чувства, поддерживать любовь к живому, ни в коем случае не стимулировать агрессивность.

НЕОБХОДИМЫЕ ИГРУШКИ

Чтобы создать развивающую среду для ребенка, следует подобрать игрушки, соответствующие его возрастным потребностям.

От рождения до года основное внимание нужно уделять развитию органов чувств, тактильных ощущений, координации движений, налаживанию контакта с близкими взрослыми.

Младенцу необходимы игрушки для развития восприятия: подвесные мобили, колокольчики, погремушки, неваляшки, игрушки с подвижными деталями, коробочки для вкладывания и вынимания предметов, крупные пирамидки, активные игровые центры с кнопками. У малыша должна быть мягкая тряпичная или резиновая кукла. И, конечно, несколько мячей разного размера и разных на ощупь, а также большой надувной мяч для гимнастики. Желательно, чтобы игрушки были из легко моющихся материалов контрастных цветов.

Для ребенка второго и третьего года жизни нужны пирамидки, стаканчики или цилиндры-вкладыши разной формы и размера, заводные игрушки, матрешки, крупные бусины для нанизывания, шнуровки, кубики, крупный конструктор, некрупные животные, куклы со съемной одеждой и кукольной утварью, посудка, мячи разного веса и размера, коробочки с крышками и некрупные предметы для сортировки и перекладывания. И, конечно, любимец – мягкая игрушка. Для развития речи необходимы крупные картинки с реалистичными изображениями животных и людей, куклы би-ба-бо. Для творческого развития нужны пластилин, краски для рисования пальцами и кисточкой, карандаши. Обязательно нужны комплекты совочков, лопаток, ведерок для игр с песком и водой.

В 3–7 лет на первое место выходит социальное и личностное развитие ребенка. Поэтому требуются наборы для игр в доктора, магазин, парикмахера, транспортные игрушки, животные небольшого размера, куклы. Для интеллектуального развития подойдут конструкторы с различными типами соединения, игры Никитина, лабиринты Кайе, блоки Дьенеша, настольные игры типа домино, лото, мемори, викторины. В этом возрасте нужны также игрушки для подвижных игр на воздухе: мячи, скакалки, кегли.

Грамотный подбор игрушек даст ребенку возможность всесторонне развить свой природный потенциал. Но нельзя оставить ребенка наедине с игрушками и надеяться, что все произойдет само собой. Родителям обязательно нужно играть вместе с детьми, ведь только так можно научить социальным нормам и правилам, помочь разобраться в трудной ситуации, передать свой опыт. А еще наладить контакт со своим ребенком и многому у него научиться.

Но так уж повелось, что педагоги, психологи, разработчики игр, а за ними и продавцы, стали называть развивающей такую игрушку, которая может обучать чему-либо, развивать интеллектуальные способности. Кроме того, настоящая развивающая (образовательная) игрушка должна отвечать некоторым условиям. Вот они:

– многофункциональность (т.е. в одной игре заключено множество разных вариантов);

– может возбуждать интерес в течение длительного периода времени (т.к. игры построены по принципу «от простого к сложному» и трудность заданий постепенно возрастает);

– рассчитана на зону ближайшего развития ребенка (овладеть информацией, заложенной в такой игрушке, можно лишь при активном участии взрослого);

– должна содержать методические указания или возможные варианты игр. Развивающие игры делятся на так называемые – традиционные и авторские.
Последний раз редактировалось: beuty (20 мая 2008 | 10:19), всего редактировалось 1 раз
Оценить
Нажмите, чтобы просмотреть личную страницу beuty
Ирина
Максим (08.09.2007)
Последний визит: 5 декабря 2010 | 13:06
На сайте: c 17 апреля 2008
Рейтинг: 631
– – – – – – – – – – – – – – – –
Победитель конкурса Девушка Лето
– – – – – – – – – – – – – – – –
ТРАДИЦИОННЫЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

ПИРАМИДКИ (от 8–9 мес.)

Существует множество различных вариантов по форме, цвету, размеру и т.д. Нужна для формирования представлений о размере (большое – маленькое – среднее, больше – меньше, такой же – не такой), форме, цвете (хорошо если есть парные детали одного цвета). Сортировка по этим признакам. Самоодевание колец на стержень – великолепная тренировка для координации глаза и руки, развитие мелкой моторики.

ДОСКИ СЕГЕНА (от 1,5 лет)

Плоские доски с рамками – прорезями различных форм. Необходимо подобрать фигурку точно такой же формы и вставить в прорезь. Тренирует мелкую моторику, глазомер, учит соотносить форму и размер, развивает координацию движений руки.

ВКЛАДЫШИ (от 1 года)

Объемные игрушки, в стенках которых сделаны прорези. Малыш должен подобрать фигурку к прорези и вставить ее в отверстие.

Вкладыши один в другой. Это матрешка и много других подобных игрушек.

Все вкладыши, так же как и доски Сегена, совершенствуют зрительное и тактильное восприятие формы и размера предметов, а также тренируют мелкую моторику рук и координацию движений.

ШНУРОВКИ (с 1,5–2 лет)

Готовят руку к письму с раннего возраста. Способствуют совершенствованию координации движений обеих рук, развивают подвижность кисти, тренируют систему рука-глаз, приучает пальцы ребенка совершать точные движения – захват «щепотью» (тремя пальцами), «пинцетный» захват (двумя пальцами).

СТРОИТЕЛЬНЫЕ БЛОКИ И КОНСТРУКТОРЫ (от 1 года)

Обучение ребенка конструированию различных сооружений и построек. Для старшего возраста – постройки по нарисованному плану или воплощение собственных идей. Развитие пространственного воображения.

НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ

С 1,5 до 2 лет – ЛОТО с разрезными карточками, МОЗАИКА. Учат классифицировать предметы по различным признакам – форме, цвету, размеру.

С 2–3 лет – ИГРЫ-ПАЗЛЫ из 2-х, а затем и более частей. Первые навыки плоскостного конструирования. Выделение части из целого и наоборот. ДОМИНО. Эта игра развивает умение найти среди нескольких предметов два одинаковых по отличительным признакам.

С 3,5–4 лет – ИГРЫ-ХОДИЛКИ с кубиком и фишками. Учат игре по правилам и по очереди.

АВТОРСКИЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

Эти игры разработаны ведущими педагогами, психологами и врачами и чаще всего носят имена своих создателей. В авторских развивающих играх удалось сочетать один из принципов обучения «от простого к сложному» с важным принципом творческой деятельности «самостоятельно по способностям», поэтому ребенку удается достичь «потолка» своих возможностей в данном возрастном периоде.

Как правило, эти игры рассчитаны на долгий период использования и растут вместе с ребенком. А во многие из этих игр играют даже взрослые.

ИГРЫ ЛЕНЫ ДАНИЛОВОЙ (от 1 месяца)

Эта серия игр разработана специально для детей первых лет жизни, в том числе и для самого раннего возраста. Это игры для сенсомоторного развития ребенка, они выполнены из разных тканей и с разными наполнителями. Поскольку малыш познает мир на ощупь, ему нужны самые разнообразные в этом плане ощущения. Развитие зрения, слуха, осязания, мелкой моторики, координации движений, знакомство с понятиями цвета, формы, размера, в дальнейшем – развитие внимания, памяти, начальных навыков счета.

ИГРЫ НИКИТИНА

Пожалуй, это одни из самых популярных и пользующихся наибольшим спросом игры.

Надо сказать, что Никитин ничего не изобретал сам. Он просто собрал сокровищницу самых интересных мировых игр и, будучи педагогом, адаптировал их к детскому возрасту.

«СЛОЖИ УЗОР» (с 1,5 лет)

Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены различно, в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1-, 2-, 3и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия.

В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий. Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. И наконец, третье – придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т.е. выполнить уже творческую работу. Используя разное число кубиков, различающихся по цвету и форме, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне. В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию.

«УНИКУБ» (с 2 лет)

Эти универсальные кубики вводят малыша в мир трехмерного пространства. Развитие пространственного мышления позволит ребенку в будущем овладевать черчением, стереометрией, начертательной геометрией.

Широкий диапазон заданий «Уникуба» может увлекать детей от 2 до 15 лет. Игра дает огромные возможности для развития детей. Ребенок может анализировать закономерности окраски кубиков. Первое впечатление – нет одинаково окрашенных кубиков, все 27 – разные, хотя использованы всего три цвета, а граней у кубика – шесть. Потом оказывается, что есть еще 8 триад, по числу граней каждого цвета, но есть ли они и по взаимному расположению? Игра учит четкости, внимательности, точности, аккуратности.

«ДРОБИ» (с 3 лет)

Представление о дроби как части целого может сформироваться у малыша рано. Ведь в жизни он видит, например, половину яблока или его четверть. На равные части можно разрезать пирог или круглый торт. Разделить или раздробить целый круг оказалось удобным и для игры. А пользуясь в игре целым кругом и его частями, малыши приобретают и многие представления о дробях, об их соотношениях. Наглядное представление о дробном числе способствует более быстрому и легкому изучению часов и времени.

«СЛОЖИ КВАДРАТ» (с 3 лет)

Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Головоломка была трудна даже для взрослых, но за нее брались и дети, и безуспешность их попыток натолкнула на мысль сделать ряд более простых заданий, которые постепенно подведут к решению.

Складывая квадраты из разноцветных кусочков различной формы, ребенок выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и степени сложности. Все детали необходимо перевернуть на лицевую сторону и сообразить, как из кусочков одного цвета сложить квадрат. Таким образом, в процессе игры ребенок знакомится с сенсорными эталонами цвета и формы, соотношением целого и части, учится разбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм игры. Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления, математических и творческих способностей детей дошкольного возраста.

Таким образом, происходит тренировка в развитии цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей, целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположения. Постепенное усложнение заданий позволяет малышу продвигаться самостоятельно, а методы «ледокола» надо применять каждый раз со знакомых и более простых заданий, как в других играх. Это делает излишними подсказку и объяснение.

КУБИКИ ЗАЙЦЕВА (с 2 лет)

«Кубики Зайцева» – уникальное пособие для обучения чтению с двух лет. Методика дает хорошие результаты в работе с детьми, имеющими диагнозы ЗПР, ОНР, ММД, алалия, аутизм, а также со слабовидящими, слабослышащими и глухими.

Обучение ведется на основе аналитико-синтетического метода с использованием складовых блоков и проходит в виде веселой и увлекательной игры, в ходе которой дошкольники успевают начать читать раньше, чем забава прискучит.

Кубики различаются по цвету («золотые», «железные», «деревянные», белые с зелеными знаками препинания), объему (большие, маленькие, двойные), весу (заполняются железками и деревяшками, имеющимися в комплекте), по звучанию наполнителя, раздающемуся при их встряхивании. Цель – обеспечить непроизвольное, быстрое, надежное запоминание.

Склады в таблицах и на кубиках благодаря систематизации, цвету, размеру, объему и заполнению кубиков различным материалом легко различаются по твердости/мягкости, звонкости/глухости, соотносятся по сходству, смежности и различию, что ведет к их более быстрому и осознаваемому восприятию и запоминанию. Этому же помогает пропевание блоков и цепочек складов на несколько мелодий.

– Появляются навыки грамотного письма.

– Выправляются логопедические недостатки.

– Речь становится чище и отчетливее, благодаря постоянному проговариванию и пропеванию складов.

– Быстро расширяется словарный запас.

– Формируется логическое мышление.

– Развивается способность самостоятельно работать, умение добывать нужные знания.

ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША (с 1,5 лет)

Набор геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, величине и толщине. Логические блоки Дьенеша помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.

К таким действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а также логические операции «не», «и», «или». Более того, используя блоки Дьенеша, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку. Обучают плоскостному конструированию.

Как видите, развивающих игр великое множество. И нам удалось поподробнее поговорить лишь о некоторых из них. Какую игру выбрать – решать только вам. Прислушайтесь к своему ребенку, присмотритесь, какие из игр он предпочитает. Как видите, по своим функциям многие игры перекликаются.

И несколько пожеланий взрослым о том, как играть с ребенком:

– Заинтересуйте ребенка игрой, когда он в добром расположении духа.

– Предлагайте ребенку игру, не навязывая.

– Не ждите от ребенка каких-то результатов.

– Не сравнивайте с другими детьми.

– Поощряйте всегда добрым словом и похвалой.

– Помните, что эта игра создана для вашего ребенка, а не ребенок для игры.

– И, наконец, учтите, что развивающая игра – это очень хорошо, но гораздо важнее для ребенка простая ролевая и творческая, а не дидактическая игра.
Оценить
Сообщение от незарегистрированного пользователя. Или этот пользователь был ранее зарегистрирован на сайте, но удалил свой аккаунт.
У нас все это ест ьи мы уже играем, большую часть освоили. И все равно спасибо. Интересно!
Оценить
Нет подписи
Форум / Игры и игрушки / О развивающих игрушках
Показать панель форматирования
Предварительный просмотр
Показывать смайлы
Я читал и принимаю правила общения на сайте
Сообщать мне о получении ответов в этой теме