Реклама
Психологические тесты онлайн
Проверьте свои знания и интуицию, узнайте ваш характер и достойные качества!
Posobie.info – полезный сайт для родителей Введите номер пособия и выиграйте ценные призы!
Войти
Регистрация
I триместр
II триместр
III триместр
Первые недели
Малыш до года
От года до 3 лет
От 3 до 7 лет
Читай
Общайся
Выигрывай
Сервисы
Фотоконкурсы
Правила форума
Форум / Детская психология /

Чего боятся дети. Как взрослеют детские страхи. Как преодолеть детские страхи

Нажмите, чтобы просмотреть личную страницу Беляна
Ксюша,    
Лейла (05.03.2008)
Последний визит: 26 января 2012 | 14:42
На сайте: c 21 февраля 2008
Рейтинг: 1171
– – – – – – – – – – – – – – – –
Постоянный участник
– – – – – – – – – – – – – – – –
вот нашла статью по детским страхам, подобную темку начинала Ириск@. пусть модераторы решат будет это отдельной темкой, или просто сообщение в теме Ириски

Чего боятся дети
Страх принадлежит к категории фундаментальных эмоций человека. Его можно определить как чувственно заостренное восприятие угрозы для жизни, самочувствия и благополучия человека.
Страх и тревога - два понятия, объединяемые одними и разделяемыми другими авторами. В страхе и тревоге есть общий компонент в виде чувства беспокойства. В обоих понятиях отображено восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности.

Страхи имеют свои возрастные особенности.

СТРАХИ ДО ГОДА

Как показывают наблюдения, некоторые инстинктивные реакции беспокойства типа вздрагивания или оцепенения при резком звуке, внезапной перемене положения присущи уже новорожденным. С 1,5 мес. возможны реакции беспокойства в ответ на достаточно продолжительный уход матери или шумную обстановку в семье. К 3 мес. ребенку легко передается беспокойство матери, если она спешит, волнуется, так как меняется ее привычный образ поведения. После 6 мес. ребенок не пугается сразу при неожиданном громком звуке или резкой смене обстановки и не плачет, как раньше, а смотрит на выражение лица матери, как бы проверяя ее реакцию. Если она улыбается, давая понять, что ничего не случилось, все хорошо, то ребенок быстро успокаивается. Если мать вместо этого сама испугана, то этот испуг распространяется и на ребенка, усиливая его чувство беспокойства.

Тревога в 7 мес. - это беспокойство в ответ на уход матери, прерывание контакта, отсутствие поддержки. Страх посторонних, незнакомых, чужих взрослых в 8 мес. - это проявление собственно страха в ответ на конкретную для ребенка угрозу извне. Эмоционально-заостренное неприятие отличных от матери и пугающих ребенка взрослых трансформируется в последующем в угрожающие образы жестоких, бездушных и коварных сказочных чудовищ вроде Бабы Яги, Кощея, Бармалея и т. д. По мнению ребенка, все они способны отнять жизнь, нанести невосполнимый ущерб, увечье, в отличие от матери, дающей жизнь, любовь, понимание и поддержку.

Следует учитывать эти возрастные особенности ребенка, стараться не показывать свои волнения и переживания, так как они могут негативно повлиять на вашего малыша.

ПРЕДДОШКОЛЪНЫЙ ВОЗРАСТ

Типичными возрастными страхами у детей обоего пола 1-3 лет жизни будут: в 1 год - страхи одиночества, незнакомых взрослых, врачей (медицинских работников), уколов и неожиданных резких звуков (шума); в 2 года - страхи наказания, животных и уколов.

Страхов относительно меньше и они быстрее сходят на нет, если в семье доминирует отец, родители не мешают проявлению самостоятельности их детей, развивают их формирующееся "я", если сами родители уверены в себе и способны помочь ребенку в преодолении воображаемых и реальных опасностей.

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Страх таких сказочных образов как Баба Яга, Кощей и Бармалей в известной мере могут отражать страх наказания или отчуждения родителей от детей при недостатке столь существенных в данном возрасте чувств любви, жалости и сочувствия. Тогда Баба Яга может быть непроизвольно ассоциирована с матерью, а Волк, Бармалей и Кощей - с отцом, как это видно из следующих высказываний мальчика 3 лет: "Что ты, мама, на меня ругаешься, как Баба Яга?" и "Мама, а ты не станешь Бабой Ягой?". Обычно дети достаточно активно манипулируют сказочными образами в игре, изображая Бабу Ягу, Волка, Бармалея и весь комплекс связанных с ними агрессивных действий.

При участии в играх родителей, особенно отца, подобные страхи быстро сходят на нет, если ребенок сам распределяет роли. Положительный эффект наблюдается также от самостоятельного, но подсказанного взрослым, рисования различных, пока еще трудноразличимых на бумаге, но тем не менее настоящих чудовищ в представлении детей. Страхи преодолеваются быстрее при условии адекватной поддержки со стороны родителей, отсутствия у них самих страхов и тревожности, конфликтов в семье и отклонений в воспитании.

Так же для этого возраста характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. Ребенок не остается один при засыпании, постоянно зовет мать, просит оставить свет в комнате и полуоткрытую дверь. Беспокойство может проявиться и в связи с ожиданием страшных снов. Здесь многое зависит от умения родителей не создавать из этих возрастных страхов лишней проблемы, вовремя успокоить детей, нежно поговорить с ними и не настаивать на незамедлительном, безотносительно к их переживаниям, выполнении своих требований.

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Связующим звеном страхов у старших дошкольников будет страх смерти. По данным исследований, он тесно связан со страхами нападения, заболевания, смерти родителей, страшных снов, темноты, сказочных персонажей, животных, стихии, огня, пожара и войны. Все эти страхи имеют в своей основе угрозу для жизни, если не прямую, то связанную со смертью родителей, появлением в темноте и снах чудовищ. Нападение со стороны кого-либо (в том числе животных), равно как и болезнь, могут обернуться непоправимым несчастьем, увечьем, смертью. То же относится к буре, урагану, наводнению, землетрясению, огню, пожару и войне - как непосредственным угрозам для жизни.

В старшем дошкольном возрасте нередко возникают вопросы вроде: "сколько лет жил твой папа, мама?", "зачем люди живут?", "откуда все взялось?" и заклинания: "не хочу быть старушкой, а хочу быть все время девочкой" и т. д. Возникновение страха смерти означает осознание необратимости происходящих возрастных изменений. Ребенок начинает понимать, что взросление на каком-то этапе знаменует собой смерть, неизбежность которой вызывает беспокойство как эмоциональное неприятие рациональной необходимости умереть.

Не стоит допускать переоценки страха смерти у ребенка этого возраста, но и игнорировать его так же не рекомендуется.

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Дальнейший рост самосознания в данном возрасте связан с тем, что ребенок выходит на новый уровень социального развития. Ребенок становится школьником. Формируется чувства ответственности, долга, обязанности, всего того, что объединяется понятием "совесть" как совокупности нравственно-этических, моральных основ личности. Поэтому, несмотря на общее уменьшение количества страхов, одним из ведущих страхов в рассматриваемом возрасте будет страх опоздания в школу. В более широком плане это означает заслужить порицание, сделать что-либо не так, как следует, как принято. Для девочек более характерна выраженность этого страха, поскольку они раньше, чем мальчики, обнаруживают принятие социальных норм.

Специфика страхов у младших школьников обусловлена и развитием так называемого магического настроя - веры (и вытекающей из нее боязни) в несчастливые цифры, дни, черную кошку, Пиковую даму и т. д. Более широко это - страх несчастья, беды, рокового стечения обстоятельств, т.е. всего того, что потом получает развитие в страхах перед судьбой, роком, таинственными явлениями, предсказаниями, включая положение звезд на небе и т. д. Подобные страхи, опасения, предчувствия являются отражением зарождающейся тревожности, и типичной для младшего школьного возраста внушаемости.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Ведущими страхами в этом возрасте являются страхи смерти родителей и страх войны. Оба страха тесно связаны между собой, поскольку война несет в себе реальную угрозу смерти родителей. Другая группа страхов - это страхи собственной смерти, нападения и пожара. Таким образом, начиная со старшего дошкольного возраста, большинство детей боятся своей смерти и смерти родителей, нападения, пожара и войны. У мальчиков в подростковом возрасте достигает максимальной выраженности страх заболеть; у девочек - страхи стихии, высоты и замкнутого пространства.

У девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. Тем не менее, среднее число всех страхов как у них, так и у мальчиков заметно уменьшается в подростковом и младшем школьном возрасте по сравнению с дошкольным.

Межличностная напряженность и низкое взаимопонимание в семье увеличивают число страхов у подростков, подобно тому, как это происходит в старшем дошкольном возрасте. В свою очередь, большое число страхов понижает уверенность в себе, без которой невозможны адекватная самооценка, личностная интеграция и принятие себя, претворение планов в жизнь и полноценное общение со сверстниками. При значительном числе страхов имеет место неблагоприятное положение подростка в коллективе, малое число выборов со стороны сверстников, особенно того же пола, т.е. низкий статус в группе.

Несмотря на свою отрицательную окраску, страх выполняет разнообразные функции в психической жизни человека. Как реакция на угрозу страх позволяет избежать встречи с ней, играя таким образом защитную роль. Страх, таким образом, может выполнять определенную обучающую роль в процессе формирования личности.

по материалам книги психолога А.И. Захарова

Источник: Ссылка

Как взрослеют детские страхи
Как показывает мой опыт работы детским психологом, обычно родители очень боятся возникновения страхов у своих детей. Некоторые мамы и папы спешат обратиться к специалисту сразу же, как только они заметят проявления тревоги у своего ребенка, а некоторые, наоборот, приходят на консультацию только тогда, когда у их сына или дочери из-за страхов возникают проблемы со сном, учебой или общением.

Как же понять, когда ребенку нужна помощь, а когда он сможет сам справиться со своими страхами? Для этого взрослым нужно прежде всего знать о возрастной динамике страхов, то есть о том, как страхи «взрослеют» вместе с детьми. Тогда им легче будет судить о том, какие страхи являются нормальными для данного возрастного периода (или даже отражают достижения ребенка в развитии!), а какие – это уже повод для беспокойства родителей.

Если ваш ребенок ведет себя беспокойно уже в первые месяцы жизни, то вам, естественно, нужно задуматься о том, какие прежде всего физиологические потребности вашего малыша не удовлетворены полностью. Хорошо ли он кушает, спит, не мешает ли одежда его движениям, все ли в порядке с кишечником, тепло ли ему и т.п. Как вы видите, на данном этапе причины тревог ребенка весьма просты.

На втором - третьем месяце жизни у младенца обычно появляется первая эмоциональная реакция на мать и тех домашних, которые принимают активное участие в уходе за ним. Возникающий «комплекс оживления» доставляет, конечно, радость любящим родителям, вознаграждая их за бессонные ночи и дни, полные забот. Но есть и другая сторона медали у этого нового явления в развитии малыша. Вы можете заметить, что он проявляет беспокойство (чаще дышит, двигает ручками и ножками или даже плачет) в новой обстановке и при отсутствии матери. Однако, как правило, эти признаки пропадают при возвращении мамы или других близких.

Но в 7 месяцев ребенок начинает уже явно беспокоиться, если мамы нет в поле зрения. И это говорит о его нормальном развитии (появлении способности отличать маму от других лиц) и о формировании хороших эмоциональных отношений между матерью и малышом. Так что в этом случае поводом для беспокойства родителей должно, скорее, стать безразличие ребенка к уходу матери.

К 8 месяцам к страху потери матери добавляется боязнь незнакомых людей, которая представляет собой, по сути, продолжение того же страха.

Вообще, возраст 7 – 9 месяцев – это период повышенной чувствительности к возникновению страхов у детей! Поэтому постарайтесь быть особенно чуткими к потребностям малыша, а также окружить его ровной, искренней заботой и эмоциональной теплотой (ведь дети этого возраста легко различают настроение и эмоциональное состояние матери по голосу).

Обычно к полутора годам описанные страхи потихоньку пропадают. Если же вы видите, что ребенок их не «перерос», то стоит задуматься, во-первых, о том, не слишком ли тревожна и недоверчива мама при общении с другими людьми, во-вторых, о том, не нарушены ли отношения ребенка с близкими взрослыми, является ли для него его дом его крепостью. Если же вы исключаете обе эти причины, то, возможно, такое «застревание» на ранних детских страхах является признаком отклонения в развитии ребенка.

От 1 года до 2 лет у ребенка еще может появляться (а у кого появился, сохраняться) страх неожиданных резких звуков. Он обусловлен инстинктом, поэтому вряд ли стоит беспокоиться, если только эмоциональная реакция ребенка на испуг, например, плач, не затягиваются слишком надолго.

По мере роста ребенка укрепляется и его привязанность к близким. Поэтому от 2 до 3 лет могут возникать страхи одиночества и потери эмоционального контакта с матерью. Именно поэтому данный период считается не очень благоприятным для начала посещения яслей (или детского сада).

Иногда в этом возрасте детям начинают сниться страшные сны (часто со сказочными персонажами), поэтому могут появиться страхи перед засыпанием. Часто сказочные герои, пугающие ребенка во сне, являются отражением его опасений в реальной жизни, обычно страхов наказания со стороны родителей.

В возрасте от 3 до 5 лет у детей активно развивается воображение, поэтому могут появляться воображаемые страхи. Теперь ребята могут и днем бояться Бабу-Ягу, Кощея, Серого Волка и прочих злодеев, не существующих в реальности. Кроме этих страхов возможны и другие - одиночества, темноты и замкнутого пространства.

С 5 до 7 лет дети обычно начинают понимать, что жизнь людей не бесконечна и что смерть прерывает, в конце концов, существование всякого живого существа. Как следствие такого зрелого осознания у них возникает страх смерти. Ребенок начинает бояться своей смерти и смерти своих близких, прежде всего родителей. Остальные страхи, возникающие в этот возрастной период, например, страхи перед чертями, жителями потустороннего мира, боязнь пожаров, потопов, войны и пр., представляют собой разновидности все того же страха смерти.

В 6-7 лет в жизни ребенка происходят коренные перемены – он начинает учиться в школе и ощущает себя членом общества (пока еще школьного). Это многое меняет в мировоззрении первоклассников. Как правило, все нормально развивающиеся мальчики и девочки в возрасте от 6 до 10 лет хотят быть «хорошими», то сеть соответствовать ожиданиям взрослых. Поэтому меняются и страхи. Главный страх в данном возрасте – это страх быть не тем, кого ценят, любят и уважают. Отсюда могут вытекать страхи опоздать, не успеть, не понять, сделать не правильно, поступить плохо и т.п.

В развитии детей младшего школьного возраста есть еще одна особенность: им свойственно магическое мышление, поэтому они начинают бояться стечения «роковых» обстоятельств, таинственных явлений, суеверий. Но детская психика использует и традиционный детский прием борьбы со своими страхами – дети рассказывают друг другу страшные истории, и с удовольствием боятся все вместе! Из вариантов страха смерти, в силу магического мышления, сохраняется страх стихии.

В подростковом возрасте, то есть с 11 до 15 лет , возникают новые, противоположные задачи в развитии. Подростки, с одной стороны, стремятся принадлежать к какой-то группе, быть вместе со всеми, а с другой стороны, хотят сохранить свою индивидуальность, до конца «оформить» собственную личность. Поэтому и страхи в этот переходный период соответствующие. С одной стороны, подростков мучают страхи одиночества, отвержения и осуждения со стороны сверстников, они боятся не справиться со взятыми на себя обязательствами, не оправдать доверия. С другой стороны, они боятся быть не собой, быть обезличенным, боятся потерять власть над своими чувствами. Тело растущего ребенка в этот период резко меняется. Это провоцирует страх изменений, иногда боязнь заболеть. Помимо этого подростки продолжают испытывать страхи, возникшие на предыдущем этапе - страх войны, пожара, стихии.

К концу школьного обучения – в 16-17 лет – ребята, как правило, начинают всерьез задумываться о своем будущем. Поэтому могут возникать страхи, связанные с этими мыслями: страх не поступить в институт, не найти хорошую работу, остаться без семьи, страх самостоятельности и ответственности за свои решения и поступки и т.п.

Как вы видите, страхи детей действительно «взрослеют» вместе с ними, становясь более реальными и социальными. Поэтому, если описанные страхи появляются «вовремя» и не слишком ярко выражены, то воспринимайте это как одно из подтверждений нормального, своевременного развития вашего ребенка.

Если же ваш сын или дочь не просто чего-то опасаются, а страдают от этих переживаний, если страх становится навязчивым, если он осложняет жизнь вашего любимого чада, или если вы видите несоответствие страхов возрасту вашего ребенка, то в этих случаях лучше обратиться за консультацией к психологу.

Ломтева Т.А .
источник

Как преодолеть детские страхи

Если ваш ребенок чего-то боится, не стыдите его, а научите бороться со страхами.

Когда я был маленьким, то очень боялся темноты, а когда пошел в школу, то боялся выступать в актовом зале, боялся уроков физкультуры, особенно лазить по канату, а еще…. Как известно, ничего не боятся только дураки и философы. Все мы подвержены различным страхам. В то же время страх как реакция на пугающее событие – это совершенно естественное чувство.

С «повседневными» страхами своих детей вы вполне можете справиться самостоятельно, без помощи психологов и врачей. Обсудите с ребенком, что его беспокоит. Но никогда не смейтесь над ним и его чувствами! Уже одно то, что он рассказал вам о своих переживаниях, а не остался с ними один на один, очень важно.

ДЕЙСТВУЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНО

Если вашему ребенку 3–5 лет и речь идет о страхах выдуманных, то полезно применять так называемые эмоциональные приемы. Например, малыш боится большой незнакомой собаки или Того-Кто-Ночью-Живет-Под-Диваном. Что делать?

1. Посмейтесь над объектом страха: «Какая смешная собака!» или «А ты не думаешь, что Тот-Под-Диваном сам тебя боится?» Именно такому приему обучали в знаменитой школе Хогвардс Гарри Поттера и его друзей.

2. Пожалейте его: «Бедная собачка, она, наверно, очень голодная! У тебя случайно нет кусочка колбасы? Давай в следующий раз захватим, когда пойдем гулять» или «А ты не думаешь, что Тому-Кто-Под-Диваном ужасно скучно одному, без друзей?»

3. Найдите что-то позитивное: «Смотри, какие у песика умные глаза» или «Как ты думаешь, может Тот-Кто-Под-Диваном ухаживать за нашими цветами, пока нас нет дома?»

4. Продемонстрируйте свое «давнее знакомство» с тем, кого боятся: «Эту собаку я прекрасно знаю – ее зовут Дружок Шарикович. Она умеет давать лапу, знает таблицу умножения и три слова по-английски. Не веришь – пойдем спросим» или «Я давно знаю Того-Под-Диваном, еще с моего детства. Кстати, его так и зовут – Поддиваныч. Ему 184 года. Добрейший гномик. Он обожает слушать, как мы с тобой читаем сказки».

5. Применяйте прием «девальвации страха»: пусть ребенок как можно чащеи в подробностях рассказывает о своих чувствах другим людям. Вы, естественно, тактично добавляйте уточняющие детали, подчеркивающие смелость, находчивость и доброту малыша.

6. И наконец, еще одно «сильное» средство: надо найти в парке волшебное дерево, срезать маленькую волшебную палочку, нанести на нее ножом специальные зарубки или в тайном месте отыскать волшебный камешек, помыть его и носить в кармане. При появлении объекта страха необходимо сжать волшебный предмет и произнести заклинание типа: «Я тебя не боюсь, без тебя обойдусь». Время от времени заклинания можно менять, сочиняя их вместе с ребенком. Они должны быть смешными и содержать позитивный заряд.

ДУМАЕМ РАЦИОНАЛЬНО

Если ваш ребенок уже школьник, то в этом случае вполне подойдут методы рациональной психотерапии.

1. Назовите чувства ребенка не страхом, а осторожностью или наблюдательностью. И например, говорите ему: «Из тебя вышел бы прекрасный разведчик или Шерлок Холмс».

2. Научите ребенка смотреть на ситуацию глазами того, кого он боится: «Почему ты считаешь, что учительница по географии только и думает, чтобы поиздеваться над тобой? У нее шесть классов, в каждом по тридцать учеников. Ей надо объяснять новый материал, проверять ваши тетрадки, перед директором отчитываться плюс еще домашние дела. Стал бы ты на ее месте думать о том, чтобы навредить одному из ста восьмидесяти школьников?»

3. Продемонстрируйте позитивные пути развития пугающей (как кажется ребенку) ситуации: «Ты переживаешь, что все будут критиковать твое новое платье, в котором ты хочешь пойти на день рождения Маши. О чем еще могут говорить ребята? Могут они обсуждать не твой наряд, а именинницы? Конечно. Это раз. Подарки? Это два. А школьные дела? Это три. А торт? Это четыре. А последние фильмы? Это пять. И так далее. Так почему же ты думаешь, что все будут судачить только о тебе?»

4. Покажите ребенку множество способов решения проблемы: «Почему ты думаешь, что вы с ребятами запутаетесь и не найдете этот музей? Допустим, вы забыли точный адрес. Позвоните домой родителям, которые знают, куда вы поехали. В ларьке можно купить карту города и сориентироваться. В конце концов, где находится музей и как доехать, можно спросить у милиционера. Главное – не надо паниковать, ходите всюду вместе. Кстати, схему проезда лучше скопировать из Интернета заранее».

5. Интерпретируйте страх как вполне разумную реакцию вашего ребенка: «Ты боишься лазать по канату/плавать/ездить на велосипеде? И правильно – ты же не умеешь делать это. Значит, чтобы не бояться, надо научиться. Давай начнем сегодня же, согласен?»
Советы родителям Следите за своей речью и старайтесь как можно реже произносить фразы типа: «Это ужасно!», «Он страшный человек!», «Я боюсь, что…». Ребенок это слышит и понимает по-своему. Например, вместо «я боюсь, что не успею…», лучше сказать «мне надо поторопиться» или вместо «у него просто ужасный начальник» – «у него очень требовательный/непростой начальник».

УЧИМ, СМОТРИМ, ЧИТАЕМ

Если ребенок пугается чего-то действительно серьезного, например огня, острых предметов, то просто научите его правильно с ними обращаться. Если он обрезался или обжегся, постарайтесь обойтись без крика («Я же тебя предупреждал!») и наказаний, типа: «За это лишаешься телевизора/компьютера». Сначала окажите первую помощь, а затем успокойте ребенка.

И лишь потом, в подходящее время, проведите «разбор полетов» и «работу над ошибками». Покажите все позитивные и негативные стороны использования ножа или спичек. Вам ведь нужен не просто навык у ребенка, но и чтобы процесс овладения им не привел к психотравме.

Контролируйте и просмотр телепередач. Тот факт, что среднестатистический ребенок видит огромное количество сцен насилия в кинолентах и мультиках и это негативно влияет на его психику (и на психику взрослых тоже), общеизвестен. Прививайте ему вкус к хорошим познавательным научно-популярным фильмам о природе, обществе, истории и технике.

Понятно, что совсем избежать просмотра «страшных» сцен не удастся, да и вряд ли это нужно. В этом случае попробуйте ненавязчиво их комментировать и разъяснять.

Более внимательно относитесь и к выбору книг.Известно, что дети часто боятся некоторых героев сказок, которые им читают родители. И это касается не только литературы для маленьких детей. Если вы и ваш ребенок спокойно относитесь к Гарри Поттеру, то можете вместе разобрать техники преодоления страхов, которые очень профессионально описаны в книге «Гарри Поттер и узник Азкабана» (и показаны в одноименном фильме).

ПОВЫШАЕМ УСТОЙЧИВОСТЬ К СТРАХАМ

Повысить устойчивость маленького ребенка к страхам и стрессам помогает телесный контакт с родителями. Чаще обнимайте детей, нежно прикасайтесь к ним. Специалисты рекомендуют легкий массаж перед сном: спокойные мягкие движения, поглаживания. Если при этом говорить ласковые слова или тихо напевать песенку наподобие колыбельной, то положительный эффект усилится. Только не переборщите – если ребенок заявляет, что он уже взрослый и вырос из телячьих нежностей, превратите все это в «настоящий спортивный массаж для усталых, но сильных спортсменов».

Очень хорошие способы борьбы со страхами – закаливание, дыхательные упражнения и зарядка. Постарайтесь избежать двух распространенных ошибок – считать зарядку необходимой только ребенку и превращать ее в нудную и неинтересную обязаловку вроде уроков физкультуры в некоторых школах, где множество нормальных детей мечтают получить от них хотя бы временное освобождение.

Занимайтесь зарядкой все вместе, весело, в любое подходящее для вас время – только не сразу после еды и не перед сном. Кстати, профессионалы не советуют давать организму серьезную нагрузку по утрам – достаточно будет водных процедур. Соревнуйтесь друг с другом, вывешивайте на кухне «лист наших рекордов», снимайте про себя фото и видеорепортажи – иными словами, это прежде всего должна быть увлекательная игра. Самые простые и безопасные упражнения – наклоны, отжимания, приседания, бой с тенью, подтягивания – можно эффективно и с большой пользой делать в домашних условиях, поэтому ссылки на то, что некогда или дорого ездить в тренажерный зал, не принимаются.

Упражнения и закаливание не только поднимут энергетический тонус ребенка и ваш собственный и еще больше сплотят семью, но и укрепят его нервную систему, помогут ему чувствовать себя более уверенно в любых детских коллективах, которые, к сожалению, не всегда отличаются гуманностью.

Читаем нужные книги

Прекрасный способ научить ребенка преодолевать свои страхи – чтение нужных книг. Детям в возрасте 10–12 лет и старше можно порекомендовать, например, такие произведения, как: Жюль Верн: «Дети капитана Гранта», «Пятнадцатилетний капитан», «Таинственный остров»; Джек Лондон: «Морской волк», цикл «Белое безмолвие»; Майн Рид: «Морской волчонок»; Р.Л. Стивенсон: «Остров сокровищ»; В. Катаев: «Белеет парус одинокий»; Кир Булычев: цикл повестей об Алисе Селезневой; А. Рыбаков: «Бронзовая птица», «Кортик».
Последний раз редактировалось: Беляна (8 января 2009 | 17:24), всего редактировалось 2 раз(а)
Оценить
Нажмите, чтобы просмотреть личную страницу Ириск@
, 102 года
– – – – – – – – – – – – – – – –
Чтобы установить себе персональный девиз, оставьте на форуме 500 сообщений Я вам не нравлюсь? Как жаль, что мне плевать...
На сайте: c 13 ноября 2007
Рейтинг: 16222
– – – – – – – – – – – – – – – –
Победитель конкурса Мисс августа
– – – – – – – – – – – – – – – –
В ответ на сообщение Беляна от Чт Янв 08, 2009 5:18 дня/вечера:
Если ваш ребенок чего-то боится, не стыдите его, а научите бороться со страхами.


Вот именно! Никогда не понимала тех родителей, клторые говорили своему плачущему чаду " Как тебе не стыдно!" или "Ты уже большой"! или "Прекрати намедленно"! Можно подумать ребенок тут же прекратит бояться и плакать.
Оценить
Нажмите, чтобы просмотреть личную страницу Мяффка
Анюта, 37 лет,  Сызрань 
– – – – – – – – – – – – – – – –
Чтобы установить себе персональный девиз, оставьте на форуме 500 сообщений самодура
Последний визит: 21 апреля 2019 | 11:55
На сайте: c 11 августа 2010
Рейтинг: 10953
– – – – – – – – – – – – – – – –
Победитель фотоконкурса Зимние забавы
Победитель конкурса Братишки и сестренки января
– – – – – – – – – – – – – – – –
все я ржу) hysterical
все профи у частников))))эх)))
Оценить
Нажмите, чтобы просмотреть личную страницу *Малышок*Галышок*
Галина, 35 лет,  Челябинск 
– – – – – – – – – – – – – – – –
Чтобы установить себе персональный девиз, оставьте на форуме 500 сообщений Дети-цветы жизни.В моём букете три ромашки...
Последний визит: 28 марта 2018 | 13:17
На сайте: c 20 мая 2011
Рейтинг: 2802
– – – – – – – – – – – – – – – –
Постоянный участник
– – – – – – – – – – – – – – – –
Читала, захватывает....
Особенно интересно про "того кто живет под диваном" - это мой детский страх, который вырос вместе со мной, а теперь(после прочтения этой статьи) я даже "его" полюбила можно сказать стало "его" жалко.)))
Оценить
Нажмите, чтобы просмотреть личную страницу pups.ga
татьяна, 54 года,  Красногорск 
– – – – – – – – – – – – – – – –
Чтобы установить себе персональный девиз, оставьте на форуме 500 сообщений Неправильно рожать детей под влиянием потребности
Евгения (23.01.1999)
Последний визит: 8 августа 2015 | 12:08
На сайте: c 27 ноября 2011
Рейтинг: 92
– – – – – – – – – – – – – – – –
Постоянный участник
– – – – – – – – – – – – – – – –
 Личная страница   Сообщения (306)   Фотоальбом   Личное сообщение 
А если следствием страха у 6-летнего ребенка является заикание, не подскажите, где найти литературу?
Оценить
Форум / Детская психология / Чего боятся дети. Как взрослеют детские страхи. Как преодолеть детские страхи
Показать панель форматирования
Предварительный просмотр
Показывать смайлы
Я читал и принимаю правила общения на сайте
Сообщать мне о получении ответов в этой теме