Реклама
Психологические тесты онлайн
Проверьте свои знания и интуицию, узнайте ваш характер и достойные качества!
Posobie.info – полезный сайт для родителей Введите номер пособия и выиграйте ценные призы!
Войти
Регистрация
I триместр
II триместр
III триместр
Первые недели
Малыш до года
От года до 3 лет
От 3 до 7 лет
Читай
Общайся
Выигрывай
Сервисы
Фотоконкурсы
Правила форума
Форум / Приемные дети / Усыновление: шаг за шагом /

Законодательные Акты По Усыновлению, Опеке, попечительству, приемной семье

« назад  1 2 3
Сообщение от незарегистрированного пользователя. Или этот пользователь был ранее зарегистрирован на сайте, но удалил свой аккаунт.
Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829
"О приемной семье"
(с изменениями от 1 февраля 2005 г.)


В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 16) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о приемной семье.

2. Рекомендовать органам опеки и попечительства заключать с родителями-воспитателями ранее созданных детских домов семейного типа договоры в соответствии с настоящим Положением.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

выделять в собственность приемной семье, создающей крестьянские (фермерские) хозяйства, земельные участки единым массивом (по нормам их бесплатного предоставления) вблизи места проживания этой приемной семьи с учетом количества детей, взятых на воспитание;

предоставить преимущественное право приемной семье, создающей крестьянское (фермерское) хозяйство, на дополнительное получение земельных участков при количественном увеличении состава приемной семьи;

предоставлять беспроцентные ссуды приемной семье, создающей крестьянское (фермерское) хозяйство, для нового строительства или расширения существующих жилых помещений;

принимать меры по освобождению приемной семьи, создающей крестьянское (фермерское) хозяйство, в первые 2 года после образования от уплаты местных налогов;

выделять в первоочередном порядке приемной семье, создающей крестьянское (фермерское) хозяйство, долгосрочные кредиты для развития производственной базы этих хозяйств, приобретения техники, оборудования, автотранспорта и на другие цели, связанные с ведением сельскохозяйственного производства, в пределах лимитов централизованных кредитных ресурсов, выделяемых для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

оказывать помощь приемной семье, создающей крестьянское (фермерское) хозяйство, в решении вопросов, связанных с финансированием за счет средств местных бюджетов строительства дорог, линий электропередач, сетей газификации, связи, теплоснабжения, водоснабжения и других объектов инженерного обустройства, а также затрат, направляемых на повышение плодородия почв.

4. Министерству образования Российской Федерации по согласованию с Министерством труда Российской Федерации, Министерством социальной защиты населения Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации в двухмесячный срок представить предложения о внесении изменений и дополнений в законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в части порядка и условий пенсионного обеспечения приемных родителей.

5. Признать утратившими силу:

постановление Совета Министров РСФСР от 30 апреля 1986 г. N 175 "Об утверждении Положения об органах опеки и попечительства РСФСР" (СП РСФСР, 1986, N 15, ст. 109);

постановление Совета Министров РСФСР от 18 ноября 1988 г. N 475 "О создании детских домов семейного типа в РСФСР" (СП РСФСР, 1988, N 23, ст. 136);

пункт 8 постановления Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";

постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 1994 г. N 786 "О мерах государственной поддержки детских домов семейного типа, созданных на основе крестьянских (фермерских) хозяйств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 11, ст. 1302).

6. Признать не действующим на территории Российской Федерации постановление Совета Министров СССР от 17 августа 1988 г. N 1022 "О создании детских домов семейного типа" (СП СССР, 1988, N 30, ст. 85).



Положение
о приемной семье
(утв. постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829)
(с изменениями от 1 февраля 2005 г.)



I. Общие положения
1. Приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья приемной семьей.

Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя).

2. Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек.

3. Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью.

Договор о передаче ребенка (детей) заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями по форме согласно приложению N 1.

Орган опеки и попечительства выдает приемным родителям удостоверение установленного образца по форме согласно приложению N 2.

4. Орган опеки и попечительства содействует созданию приемных семей, оказывает приемным родителям необходимую помощь и осуществляет наблюдение за условиями жизни и воспитания ребенка (детей).

5. Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.


II. Порядок организации приемной семьи

6. Приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.


7. Лица, желающие взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями.

К заявлению должны быть приложены:

справка с места работы с указанием должности и размера заработной платы либо копия декларации о доходах, заверенная в установленном порядке;

документ, подтверждающий наличие жилья у лица (лиц), желающего взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (копия финансового лицевого счета с места жительства и выписка из домовой (поквартирной) книги для нанимателей жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде либо документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение);

копия свидетельства о заключении брака (если состоят в браке);

медицинская справка лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица (лиц), желающего взять ребенка на воспитание в приемную семью. Порядок освидетельствования состояния здоровья лиц, желающих взять ребенка на воспитание в приемную семью, определяет Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.


О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями.

Лицо, обращающееся по вопросу получения заключения о возможности быть приемным родителем, должно предъявить паспорт, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, другой заменяющий его документ.

8. Для подготовки заключения о возможности быть приемными родителями орган опеки и попечительства составляет акт по результатам обследования условий жизни лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

9. На основании заявления и акта обследования условий жизни лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, орган опеки и попечительства в течение 20 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами готовит заключение о возможности стать приемными родителями. При этом должны быть приняты во внимание их личные качества, состояние здоровья, способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с ними.

В случае если лицо (лица) изъявляет желание взять на воспитание ребенка с ослабленным здоровьем, больного ребенка, ребенка с отклонениями в развитии, ребенка-инвалида, в заключении должно быть указано о наличии у приемных родителей необходимых для этого условий.

Заключение о возможности быть приемными родителями является основанием для подбора ребенка с целью передачи его в приемную семью.

10. Отрицательное заключение и основанный на нем отказ в заключении договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства доводит до сведения заявителя в 5-дневный срок со дня принятия решения. Одновременно заявителю возвращаются все документы и разъясняется порядок обжалования решения.

11. Для подбора, обучения лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, а также осуществления контроля за выполнением возложенных на них обязанностей орган опеки и попечительства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут создавать отделы по устройству детей на воспитание в приемную семью.

12. Орган опеки и попечительства предоставляет приемным родителям информацию о ребенке (детях), который может быть передан на воспитание в приемную семью, и выдает направление для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения).

При подборе ребенка (детей) из воспитательных учреждений и лечебно-профилактических учреждений, учреждений социальной защиты населения или других аналогичных учреждений вне зависимости от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы администрация этих учреждений обязана ознакомить лиц (лицо), желающих взять ребенка (детей) на воспитание, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья. Администрация учреждения несет ответственность в установленном законом порядке за достоверность представляемых сведений о ребенке.

13. На ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью, администрация учреждения (либо лицо, у которого находится ребенок) представляет в орган опеки и попечительства следующие документы:

свидетельство о рождении ребенка;

документы, подтверждающие правовые основания для передачи ребенка на воспитание в приемную семью (свидетельство о смерти родителя (родителей), копию решения суда о лишении родителя (родителей) родительских прав, признании родителей недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, акт, подтверждающий, что ребенок был подкинут, и другие);

заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, выданное экспертной медицинской комиссией в установленном порядке.

14. Основанием для заключения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью является заявление лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание, с просьбой о передаче им на воспитание конкретного ребенка, которое подается в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка.

К заявлению прилагаются заключение о возможности быть приемными родителями (действительно в течение одного года) и документы, указанные в пунктах 7 и 13 настоящего Положения.

Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и приемными родителями.

15. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью должен предусматривать срок, на который он помещается в приемную семью, условия содержания, воспитания и образования ребенка (детей), права и обязанности приемных родителей, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения такого договора.

16. Приемные родители обязаны воспитывать ребенка (детей), заботиться о его здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения им образования, готовить его к самостоятельной жизни. Приемные родители несут за приемного ребенка (детей) ответственность перед обществом.

17. Приемные родители (родитель) являются законными представителями приемного ребенка (детей), защищают его права и интересы, в том числе в суде, без специальных на то полномочий.

Права приемных родителей не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка (детей).

18. Приемные родители вправе помещать детей в дошкольные образовательные учреждения на общих основаниях.

19. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью может быть расторгнут досрочно по инициативе приемных родителей при наличии уважительных причин (болезни, изменения семейного или имущественного положения, отсутствия взаимопонимания с ребенком (детьми), конфликтных отношений между детьми и других), а также по инициативе органа опеки и попечительства в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка (детей), в случае возвращения ребенка (детей) родителям, в случае усыновления ребенка (детей).

Все возникающие в результате досрочного расторжения договора имущественные и финансовые вопросы решаются по согласию сторон, а при возникновении спора - судом в установленном законом порядке.


III. Передача ребенка (детей) на воспитание в приемную семью


20. На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), оставшийся без попечения родителей:

дети-сироты;

дети, родители которых неизвестны;

дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены;

дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях.

21. По желанию лиц (лица), имеющих на то необходимые условия, возможна передача им на воспитание в приемную семью ребенка (детей) с ослабленным здоровьем, больного ребенка (детей), ребенка (детей) с отклонениями в развитии, ребенка (детей)-инвалида.

22. При передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка.

23. Передача ребенка (детей) в приемную семью осуществляется с учетом его мнения и с согласия администрации воспитательного и лечебно-профилактического учреждений, учреждения социальной защиты населения и другого аналогичного учреждения, в котором находится ребенок.

Передача в приемную семью ребенка (детей), достигшего возраста 10 лет, осуществляется только с его согласия.

24. Дети, находящиеся в родстве между собой, как правило, передаются в одну приемную семью, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам они не могут воспитываться вместе.

25. На каждого ребенка, передаваемого в приемную семью, орган опеки и попечительства или администрация воспитательного и лечебно-профилактического учреждений, учреждения социальной защиты населения и других аналогичных учреждений передают приемным родителям следующие документы:

свидетельство о рождении;

выписку из истории развития ребенка (истории новорожденного) о состоянии здоровья;

справку о состоянии здоровья матери и течении родов (в случае передачи ребенка из родильного дома, родильного отделения лечебно-профилактического учреждения);

документ об образовании (для детей школьного возраста);

документы о родителях (копию свидетельства о смерти, приговор или решение суда, справку о болезни, розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей);

справку о наличии и местонахождении братьев и сестер;

опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;

документы о закреплении ранее занимаемой жилой площади за несовершеннолетним;

копию решения суда о взыскании алиментов, документы, подтверждающие право на пенсию, пенсионную книжку на ребенка, получающего пенсию, документ о наличии счета, открытого на имя ребенка в банковском учреждении.

Указанные документы передаются непосредственно приемным родителям не позднее двухнедельного срока после заключения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

26. Ребенок (дети), переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию (по случаю потери кормильца, инвалидности) и другие социальные выплаты и компенсации, которые перечисляются в соответствии с законодательством Российской Федерации на счета, открываемые на имя ребенка (детей) в банковском учреждении.

За ребенком (детьми) сохраняется также право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением; при отсутствии жилого помещения он имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

27. Органы опеки и попечительства по месту нахождения имущества (в том числе жилого помещения) ребенка (детей) обеспечивают контроль за его использованием и сохранностью.

28. Ребенок (дети) в приемной семье имеет право на поддержание личных контактов с кровными родителями, родственниками, если это не противоречит интересам ребенка (детей), его нормальному развитию, воспитанию. Контакты родителей с ребенком (детьми) допускаются с согласия приемных родителей. В спорных случаях порядок общения между ребенком (детьми), его родителями, родственниками и приемными родителями определяется органами опеки и попечительства.


IV. Материальное обеспечение приемной семьи


29. На содержание каждого приемного ребенка (детей) приемной семье выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг и предоставляются льготы, установленные законодательством Российской Федерации для воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На ребенка (детей), передаваемого на воспитание в приемную семью на один год и более, выделяются средства на приобретение мебели.

30. Органы местного самоуправления исходя из установленных норм материального обеспечения выделяют на приемного ребенка (детей) денежные средства по фактически сложившимся ценам в данном регионе.

Органы местного самоуправления исходя из принимаемых ими решений выделяют денежные средства приемным семьям на отопление, освещение, текущий ремонт жилья, приобретение мебели и оплату услуг бытового обслуживания.

Денежные средства, выделяемые на содержание приемного ребенка (детей), ежемесячно, не позднее 20-го числа предыдущего месяца, перечисляются в банковские учреждения на банковские счета приемных родителей (родителя).

Размер денежных средств, необходимых для содержания приемного ребенка (детей), пересчитывается ежеквартально с учетом изменения цен на товары и услуги.

31. При передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью на срок до достижения им совершеннолетия приемным родителям выплачиваются денежные средства до достижения ребенком (детьми) возраста 18 лет.


32. Размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

33. Приемные родители ведут учет расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей). Сведения об израсходованных средствах представляются ежегодно в орган опеки и попечительства. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.

34. Для приобретения продуктов питания приемная семья прикрепляется органом местного самоуправления непосредственно к базам, магазинам, снабжающим образовательные учреждения.

35. Приемная семья пользуется преимущественным правом на получение путевок для детей, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также дома отдыха, санатории для совместного отдыха и лечения приемных родителей с детьми.

36. Вопросы материального и жилищного обеспечения, не обусловленные настоящим Положением, рассматриваются и решаются органами местного самоуправления.
Оценить
Нет подписи
Сообщение от незарегистрированного пользователя. Или этот пользователь был ранее зарегистрирован на сайте, но удалил свой аккаунт.
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПЕРЕДАЧЕ ДЕТЕЙ НА ВОСПИТАНИЕ
В СЕМЬИ, ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ОПЕКИ
(ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА) НАД ДЕТЬМИ
ПИСЬМО
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
29 марта 2002 г.
N 483/28-5


Во исполнение плана дополнительных неотложных мер Минобразования России по решению проблем детской беспризорности и безнадзорности просим обратить особое внимание на организацию работы органов опеки и
попечительства по выявлению и устройству детей, оставшихся без
родительского попечения и попавших в трудную жизненную ситуацию,
защите их прав и законных интересов.
В настоящее время усиливается роль органов опеки и попечительства в процессе своевременного выявления детей, нуждающихся в государственной помощи и защите их прав. Это связано с тем, что
сложные социально - экономические условия, криминализация общества,
отсутствие мероприятий, популяризирующих роль семьи и семейного
воспитания в обществе, приводят к постоянному росту численности всех
категорий граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве. Среди них
особое место занимают дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию или
оставшиеся без родительского попечения. Для снижения количества
беспризорных и безнадзорных детей, улучшения условий жизни детей,
оставшихся без родительского попечения, Минобразование России
рекомендует более активно проводить работу по выявлению и устройству
этой категории детей, обратить внимание на координацию основных
направлений деятельности органов опеки и попечительства и оказание им
необходимой методической помощи.
Согласно статье 31 ГК РФ и статье 121 Семейного кодекса
Российской Федерации (далее - СК РФ) органы местного самоуправления
должны осуществлять свою деятельность на основании устава
муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ. В
уставе муниципального образования, других документах, регламентирующих
работу органов опеки и попечительства, обязательно должны быть
отражены основные задачи и функции органа опеки и попечительства, круг
вопросов, решение которых относится к его компетенции, закреплены
полномочия, права и обязанности главы муниципального образования или
его заместителя как руководителя органов опеки и попечительства,
сотрудников соответствующего отдела, на который возложено выполнение
работы по опеке и попечительству над детьми.
Положительно зарекомендовала себя практика создания при органах
опеки и попечительства комиссий по защите прав детей, в состав которых
рекомендуется включать заместителя главы муниципального образования по
социальным вопросам для рассмотрения таких сложных или спорных
вопросов по опеке и попечительству над детьми, как дача разрешений на
сделки с жилыми помещениями и иным имуществом, споры о воспитании
детей, осуществление родителем своих прав при раздельном проживании
родителей и так далее.
Особое внимание следует обратить на работу органов опеки и
попечительства по выявлению детей - сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей.
В настоящее время действует Федеральный закон от 24.07.98
N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации",
в соответствии с которым органы местного самоуправления имеют
возможность принимать превентивные меры в отношении детей, оказавшихся
в трудной жизненной ситуации, что в свою очередь сможет оказать
влияние на снижение числа детей, оставшихся без родительского
попечения.
Важным нововведением может стать совместная с органами управления
образованием работа по организации системы социального патроната над
детьми (семьей), находящимися в трудной жизненной ситуации. Правовым
основанием для введения системы социального патроната над детьми
является часть вторая статьи 64 СК РФ, в соответствии с которой
"родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом
опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и
детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и
детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя по
защите прав и интересов детей". Таким представителем может стать
социальный работник, общественный инспектор, утвержденный в
установленном порядке и полномочный оказать необходимую помощь.
Целесообразно рекомендовать органам опеки и попечительства в
наиболее сложных случаях составлять план по защите прав ребенка, в
котором органами опеки и попечительства устанавливаются перечень
мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка,
оставшегося без попечения родителей, сроки их исполнения, четкое
разграничение ответственности при выполнении плана между сторонами,
участвующими в процессе воспитания и содержания ребенка.
В соответствии со статьями 32, 33, 34 ГК РФ, статьей 121 СК РФ
необходимо тщательно проводить работу по сбору и обработке информации
о детях, оставшихся без родительского попечения, учитывать нормы СК РФ
и нормативных правовых актов субъектов РФ при принятии решений о
наличии (отсутствии) над ребенком родительского попечения.
При решении вопроса о форме устройства ребенка, оставшегося без
родительского попечения, необходимо прежде всего принимать меры к его
передаче на воспитание не в учреждение, а в семью.
Учитывая положения статьи 123 СК РФ, дающей право субъектам РФ
предусматривать "иные формы устройства детей", рекомендуем
организовывать работу по подготовке законодательных актов субъектов РФ
об организации системы патронажного воспитания. При этом можно учесть
опыт работы в этой области ряда регионов (Москва, Калининградская,
Пермская, Новгородская области, Алтайский край), в которых аналогичные
документы уже приняты.
Введение в регионах такой формы устройства детей, как патронажное
воспитание, активизация работы по созданию приемных семей позволят
значительно уменьшить число детей, направляемых в учреждения, дадут
возможность поместить в семью любого ребенка и на любой срок,
перепрофилировать детские дома (дома ребенка) в уполномоченные службы
органов опеки и ввести в действие планирование попечения над ребенком.
Система патронажного воспитания позволяет распределить обязанности по
законному представительству интересов ребенка между уполномоченной
службой (учреждением), кровными родителями (законными представителями
ребенка) и патронажным воспитателем.
В целях осуществления эффективного учета детей, оставшихся без
попечения родителей, и оказания содействия в устройстве их в семьи
необходимо организовать работу в строгом соответствии с Федеральным
законом от 16.04.2001 N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях,
оставшихся без попечения родителей".
Совместно с органами опеки и попечительства провести проверку
соответствия количества детей, состоящих на учете в региональном банке
данных о детях, оставшихся без попечения родителей, количеству детей,
оставшихся без попечения родителей, находящихся в воспитательных,
лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других
аналогичных учреждениях.
Для активизации деятельности по семейному устройству детей
целесообразно доступную российским гражданам информацию о детях,
подлежащих семейному устройству, размещать на специально создаваемых
сайтах, в региональных СМИ (газеты, телевидение), в специализированных
буклетах, бюллетенях и пр. Для проведения работы рекомендуем активно
использовать бюджетные, внебюджетные и спонсорские средства.
Оценить
Нет подписи
Сообщение от незарегистрированного пользователя. Или этот пользователь был ранее зарегистрирован на сайте, но удалил свой аккаунт.
ПИСЬМО МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ №15/438-6
О порядке введения в действие постановления Правительства РФ
"О приемной семье"
№15/438-6 от 30 января 1997 года.


В связи с введением с 1 марта 1996 года Семейного кодекса Российской Федерации, законодательно закрепившего статус приемной семьи как одной из приоритетных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, Правительством Российской Федерации принято Постановление от 17 июля 1996 г. № 829, утвердившее Положение о приемной семье.

Данное Постановление является логическим продолжением на новом качественном уровне государственной политики в семейном воспитании (устройстве) детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Положением о приемной семье предусмотрено ограничение количества детей (как правило, до 8 человек, включая родных и усыновленных), передаваемых на воспитание в приемную семью, сохранены льготы и нормы материального обеспечения приемных детей, установленные для воспитанников учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Взаимоотношения органов опеки и попечительства и приемных родителей регулируются договором, который предусматривает ответственность сторон: за условия содержания, воспитания и образования ребенка (детей), права и обязанности приемных родителей - с одной стороны, и обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства - с другой (ст. 152 СК РФ).

Учитывая вышеизложенное, особое внимание и бережное отношение следует проявить к детским домам семейного типа, выбравшим в свое время один из наиболее благоприятных путей для воспитания обездоленных детей. Руководствуясь действующими нормативно - правовыми актами в интересах детей, органы опеки и попечительства совместно с правлениями местных отделений РДФ должны предоставить родителям - воспитателям возможность самим определить дальнейший статус: преобразовать детский дом семейного типа в малокомплектный детский дом с соответствующим штатом сотрудников или - в приемную семью.

При условии преобразования семьи в малокомплектный детский дом следует руководствоваться Положением об учреждениях для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Постановление Правительства РФ от 01.07.95 №676), при условии получения статуса приемных семей - Положением о приемной семье.

На приемную семью могут быть распространены льготы, предусмотренные Указом Президента от 5 мая 1992 г. №431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей": скидка в размере не ниже 30% установленной оплаты за коммунальные услуги, бесплатная выдача лекарств, приобретаемых по рецептам врачей для детей в возрасте до 6 лет, бесплатный проезд на внутригородском транспорте, выделение земельных участков для организации крестьянских (фермерских) хозяйств, предоставление безвозмездной материальной помощи или беспроцентной ссуды для возмещения расходов на развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и др.

В договоре, заключаемом органом опеки и попечительства и приемной семьей, оговариваются льготы и условия оплаты труда приемных родителей в зависимости от количества и состояния здоровья принятых на воспитание детей.

Для решения вопроса об оплате труда приемных родителей органом опеки и попечительства целесообразно заключать договор подряда с приемными родителями. Время, в течение которого они работают в качестве приемных родителей по договору подряда, засчитывается соответственно в их трудовой стаж. При этом оплата труда включается в заработок для начисления пенсии (основание: письмо от 20.02.92 Министерства социальной защиты населения РФ №1-299-17 и Пенсионного фонда РФ №ЮСИ-22-ИН "О стаже и заработке по договорам подряда и поручения").

Рекомендуем органам управления образованием и правлениям отделений РДФ внести предложения в органы законодательной власти субъектов Российской Федерации о принятии в соответствии со ст. 152 Семейного кодекса Российской Федерации законов об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье.

Рекомендуем также провести паспортизацию имущества, которым располагают детские дома семейного типа, имея в виду выделенное жилье, земельные участки, подсобные хозяйства, транспорт, технику и другое оборудование в целях дальнейшего использования его в интересах приемных детей.

Министерство совместно с Правлением Российского детского фонда планируют проведение на базе Республиканского института повышения квалификации работников образования обучение приемных родителей с выдачей государственного документа, подтверждающего получение ими педагогического минимума.
Оценить
Нет подписи
Сообщение от незарегистрированного пользователя. Или этот пользователь был ранее зарегистрирован на сайте, но удалил свой аккаунт.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 29 октября 2001 г. N 1293/28-5

ОБ ОФОРМЛЕНИИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ОРГАНОВ ОПЕКИ
И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА С ПРИЕМНЫМИ РОДИТЕЛЯМИ


В связи с многочисленными обращениями граждан, изъявивших желание стать приемными родителями, работников органов опеки и попечительства, руководителей управления образованием субъектов Российской Федерации по вопросу оформления трудовых отношений между приемными родителями и органами опеки и попечительства при передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью Министерство образования Российской Федерации по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации сообщает следующее.
В соответствии со ст. 151 Семейного кодекса Российской Федерации приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, заключаемого между органом опеки и попечительства и приемными родителями.
В случае, если ребенок проживает на территории одного органа местного самоуправления, приемная семья - на территории другого органа местного самоуправления, то при передаче его в приемную семью возможно заключение трехстороннего договора между органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка, органом опеки и попечительства по месту проживания приемных родителей и приемными родителями.
Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью является договором возмездного оказания услуг (статья 783 Гражданского кодекса Российской Федерации), к которому применяются общие положения о подряде, если это не противоречит особенностям предмета договора оказания услуг.
Поскольку на вознаграждения, выплачиваемые гражданам по договорам гражданско - правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, время ухода за приемными детьми может включаться при назначении пенсии приемным родителям в общий трудовой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом основанием для исчисления стажа указанной категории граждан является договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью с отметкой о его исполнении и справка об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а с 1 января 2001 г. - об уплате единого социального налога (взноса).
Оценить
Нет подписи
Сообщение от незарегистрированного пользователя. Или этот пользователь был ранее зарегистрирован на сайте, но удалил свой аккаунт.
ПРИКАЗ Министерства образования №199 от 19 августа 1999г. Об утверждении положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством).
Приводит перечень ситуаций, в которых опекунам назначается выплата средств на содержание ребёнка и, в которых не выплачивается, перечень документов для назначения выплат; устанавливает сроки оформления, выплат, прекращения выплат и процедуру компенсации недоплаченных и переплаченных средств.


Правила Министерства Просвящения РСФСР без номера от 30 октября 1969 г. Правила управления имуществом несовершеннолетних подопечных, хранения и отчуждения этого имущества. Устанавливает правила описи имущества, продажи, учёта и отчётности опекуна. Перечислены запрещённые виды сделок.
ПРАВИЛА МИНПРОСВЕТА РСФСР без № от 30.10.1969г.
Правила управления имуществом несовершеннолетних подопечных, хранения и отчуждения этого имущества.
Б/Н
от 30 октября 1969 года.



Утверждены
Министерством просвещения РСФСР
30 октября 1969 года



При выявлении несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей,
При выявлении несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей, подлежащего устройству в детское учреждение или установлению над ним опеки (попечительства), отделы народного образования и исполкомы поселковых и сельских Советов обязаны выяснить наличие у него имущества, перешедшего к нему в порядке наследования или дарения, и принять надлежащие меры к охране имущественных прав несовершеннолетнего и сохранности этого имущества.
Под охраной имущественных прав подразумевается: выявление, хранение и управление имуществом, которое по закону должен наследовать несовершеннолетний; истребование имущества несовершеннолетних от лиц, незаконно завладевших им; взыскание денег с должников; взыскание и возмещение причиненных несовершеннолетним убытков и т.п.
Меры к охране имущества несовершеннолетних, оставшихся без родителей или близких, которые их воспитывали и содержали, должны быть приняты органами опеки и попечительства (отделами народного образования, исполкомами поселковых и сельских Советов депутатов трудящихся) немедленно по получении сведений о смерти родителей или близких.



Опись имущества
Опись имущества, принадлежащего несовершеннолетнему, производится представителем отдела народного образования (инспектором, общественным инспектором охраны детства), уполномоченным местного Совета с участием представителей жилищно-эксплуатационной конторы, домоуправления, правления колхоза, администрации совхоза, предприятия, где работали родители (усыновители), общественных организаций по месту жительства несовершеннолетнего и др.
Если опись имущества была уже произведена жилищными органами, нотариальной конторой или другими государственными и общественными организациями, то представителем органа опеки и попечительства по копии ранее составленной описи производится проверка наличного имущества и об этом составляется акт.
Опись составляется во всех случаях, если после смерти родителей (усыновителей) к несовершеннолетнему должно перейти по наследству имущество, независимо от того, будет ли он помещен в детский дом, школу - интернат, другое воспитательное, лечебное учреждение или над ним назначается опека, попечительство в лице родственника или постороннего лица.
В опись заносятся предметы домашней обстановки, хозяйственные и носильные вещи с указанием отличительных признаков каждой из них, степени ее изношенности.
Если в составе имущества имеется дом, скот, предметы роскоши, ценности, денежные суммы и т.п., то право несовершеннолетнего на это имущество оформляется через нотариальную контору.



Если несовершеннолетний является владельцем
Если несовершеннолетний является владельцем, совладельцем дома, где он проживает, или наследником владельца, совладельца, застройщика, сведения о том, за кем зарегистрировано строение и оценка его, также должны быть указаны в описи.
Опись имущества составляется в трех экземплярах. Один экземпляр хранится в органах опеки и попечительства (в личном деле несовершеннолетнего), второй - передается лицу, принявшему имущество на хранение, третий экземпляр также находится в личном деле подопечного и в каждом отдельном случае вручается лицу, производящему проверку имущества. После проверки этот экземпляр с отметками о результатах проверки возвращается органам опеки и попечительства.
Подписывается опись всеми лицами, присутствовавшими при ее составлении. На ней должна быть расписка лица, принявшего имущество на хранение до утверждения над несовершеннолетним и его имуществом опекуна (попечителя).
Если у несовершеннолетнего, над которым установлена опека или попечительство, имеется имущество, находящееся в другой местности, то охрана этого имущества осуществляется органом опеки и попечительства по месту нахождения имущества и при необходимости им может быть назначен опекун над имуществом.



При установлении опеки (попечительства) над несовершеннолетним
При установлении опеки (попечительства) над несовершеннолетним опекун (попечитель) на содержание подопечного расходует суммы, следуемые подопечному в качестве пенсий, пособий, алиментов, стипендий, заработка подопечных и других текущих поступлений.
Денежные суммы и ценные бумаги подопечного, кроме денег, необходимых на его содержание и управление имуществом, помещаются в сберегательную кассу и не могут храниться у опекуна (попечителя) на руках.
При наличии у подопечного имущества расходы, признанные органами опеки и попечительства необходимыми и полезными, возмещаются из доходов от имущества, а при бездоходности этого имущества или недостаточности доходов с него - из самого имущества.
Расходование имущества подопечного (независимо от ценности его) допускается исключительно с разрешения органа опеки и попечительства. Без разрешения органа опеки и попечительства опекун (попечитель) не имеет права совершить какие бы то ни было имущественные сделки в отношении имущества, принадлежащего его подопечному. Органы опеки и попечительства (отдел народного образования, исполком поселкового и сельского Совета) вправе разрешать опекуну (попечителю) совершать сделки от имени подопечного, выходящие за пределы бытовых, заключать договоры, подлежащие нотариальному удостоверению, отказываться от принадлежащих подопечному прав, производить обмен жилых помещений, совершать раздел и отчуждение имущества (ст. 133 Кодекса о браке и семье РСФСР).



ПРИМЕЧАНИЕ
Кодекс о браке и семье РСФСР утратил силу.
В настоящее время вопросы распоряжения имуществом подопечного регулируются ст. 37 ГК РФ.



Не допускается выдача разрешений на совершение сделок с подопечным опекуну, попечителю, их супругам и близким родственникам, а также не разрешается опекуну (попечителю) представлять подопечных при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечными и супругом опекуна (попечителя) и их близкими родственниками.
Орган опеки и попечительства не вправе совершать дарений от имени подопечного, равно как и обязываться от его имени по договору поручительства.
Продажа и отчуждение имущества подопечного стоимостью до 100 рублей могут производиться опекуном (попечителем) в городах с разрешения заведующего отделом народного образования, в сельской местности и в рабочих поселках - органа опеки и попечительства.



Если стоимость имущества превышает 100 рублей
Если стоимость имущества превышает 100 рублей, то вопрос разрешается исполкомом районного (городского) Совета депутатов трудящихся.
При необходимости защиты интересов подопечного органы опеки и попечительства вправе также ограничить право одного из родителей (усыновителей) или опекуна распоряжаться вкладом подопечного. В этих случаях органы опеки и попечительства, давая разрешение на получение суммы вклада, указывают сберегательной кассе размер суммы, подлежащей выдаче родителю, усыновителю, опекуну. Копия разрешения должна храниться в личном деле подопечного.
Разрешение на отчуждение, продажу имущества и расходование денежных сумм выдается опекуну (попечителю) в письменном виде.
Копии документов о разрешении отчуждения, продажи имущества должны храниться в личном деле подопечного. В разрешении указывается, на какие нужды может быть израсходована опекуном (попечителем) полученная сумма.



Деньги, вырученные от продажи имущества подопечного
Деньги, вырученные от продажи имущества подопечного, вносятся опекуном (попечителем) в сберегательную кассу на имя подопечного.
В этом случае в личном деле подопечного указываются данные о внесенной сумме, номер сберегательной кассы и текущего счета подопечного.
При продаже опекуном (попечителем) по разрешению органа опеки и попечительства носильных вещей, мебели и другого имущества подопечного через комиссионные и скупочные магазины копии товарных чеков также должны быть в личном деле подопечного.

В тех случаях, когда опекуну (попечителю) разрешается расходовать средства, вырученные от продажи имущества подопечного на приобретение другого вида имущества (покупка дома, дачи, вступление в ЖСК, приобретение музыкального инструмента, скота и др.), в опись имущества подопечного дополнительно вносятся данные о приобретенном имуществе, и в личном деле подопечного должна быть расписка опекуна (попечителя) о принятии этого имущества на сохранение и под ответственность.



Имущество подопечного
Имущество подопечного, скоропортящееся или которое может обесцениться, прийти в негодность вследствие длительного хранения, может быть продано (реализовано) опекуном (попечителем), но при обязательном составлении об этом акта с участием представителей общественности по месту жительства подопечного (уличкома и др.) и последующего представления отчета о вырученной сумме и ее использовании.
Если наследство, представляющее ценность, должно быть разделено между несовершеннолетними и другими наследниками, орган опеки и попечительства принимает участие в разделе его и проект раздела представляет на утверждение исполкома районного (городского) Совета депутатов трудящихся.
При отсутствии или недостаточности средств у подопечного на оплату государственной пошлины за введение в права наследования раздел наследственного имущества орган опеки и попечительства обращается в финансовые органы с просьбой о снижении или полном освобождении подопечного от уплаты пошлины.
Опекун (попечитель) имеет право на возмещение за счет наследства подопечного расходов, понесенных им по охране наследственного имущества и по управлению этим имуществом. В этих случаях выдача разрешения на получение следуемых сумм производится органом опеки и попечительства из средств (имущества) подопечного.
Опекун, попечитель не вправе самостоятельно, без разрешения органа опеки и попечительства (отдела народного образования, исполкома поселкового и сельского Совета) распоряжаться жилой площадью подопечного: заключать сделки относительно ее, уступать часть жилого помещения, вселять кого-либо, производить обмен на другую и т.п. (ст. 133 Кодекса о браке и семье РСФСР).



ПРИМЕЧАНИЕ
Кодекс о браке и семье РСФСР утратил силу. В настоящее время вопросы распоряжения имуществом подопечного регулируются ст. 37 ГК РФ.



Отказ опекуна (попечителя) от принадлежащего несовершеннолетнему самостоятельного права на жилое помещение
Отказ опекуна (попечителя) от принадлежащего несовершеннолетнему самостоятельного права на жилое помещение допускается только с разрешения исполкома районного (городского) Совета депутатов трудящихся (по представлению отдела народного образования) и только в тех случаях, когда несовершеннолетний получит самостоятельное право на пользование другим равноценным жилым помещением.
При наличии у воспитанника детского дома, школы - интерната, другого воспитательного учреждения вклада, ценных бумаг в его личном деле указывается размер суммы, номер сберкассы и текущего счета. Если над имуществом воспитанника опека не устанавливалась, то в детском учреждении находится его сберегательная книжка, сохранное свидетельство и т.п.
Выплата пенсий, получаемых опекунами на подопечных, помещенных в детские дома, школы - интернаты и другие учреждения на полное государственное обеспечение, приостанавливается со дня зачисления их в упомянутые учреждения.
В случае перевода воспитанника в другое учреждение, выпуска его или передачи под опеку, попечительство, на усыновление соответственно передаются тому учреждению или опекуну, попечителю, самому воспитаннику, достигшему совершеннолетия, сберегательная книжка, денежные и ценные документы. Об этом составляется акт в двух экземплярах и отмечается в ”Книге движения воспитанников” детского учреждения. Воспитанники старше 15 лет обязательно присутствуют при передаче их имущества, ценностей, денежных документов попечителю.



Органы опеки и попечительства
Органы опеки и попечительства регистрируют в настольном реестре документы об опеке над имуществом раздельно от дел по опеке над личностью (личностью и имуществом), и они имеют свою нумерацию по порядку номеров, начиная с первого января каждого года. При назначении опекуна над имуществом нескольких несовершеннолетних, состоящих в близком родстве (братьев, сестер, усыновленных), заводится одно общее дело.
Опекун (попечитель) обеспечивается органами опеки и попечительства контрольной тетрадью, в которую им записываются все получаемые на подопечного суммы (за исключением средств на содержание подопечного) и произведенные из них расходы.
Ежегодно не позднее 1 февраля представляет в орган опеки и попечительства письменный отчет за предыдущий год о хранении и управлении имуществом подопечного. Годовой отчет должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен проданного, доходах, полученных от управления имуществом, и произведенных расходах.
Если использованы опекуном (попечителем) для нужд подопечного носильные вещи, вещи домашнего обихода, значащиеся по описи (не представляющие ценности, скоропортящиеся, могущие прийти в негодность), об этом также указывается в годовом отчете.



В отчете опекуна
В отчете опекуна (попечителя) должны быть перечислены и указаны даты получения сумм с текущего счета подопечного, вырученных от отчуждения имущества в течение отчетного года, и затрат, произведенных из них для нужд подопечного.
К отчету прилагаются оправдательные документы (копии товарных чеков, квитанции об уплате налогов, страховых сумм и др. платежные документы).
Отчет опекуна (попечителя) утверждается в городах заведующим районным (городским) отделом народного образования, в рабочих поселках и сельской местности - органом опеки и попечительства.
По утверждении отчета опекуна (попечителя) из описи имущества подопечного исключаются использованные вещи и вносятся соответствующие дополнения, изменения в опись имущества и денежные документы подопечного.
Утвержденный отчет опекуна хранится в личном деле подопечного.
Контроль и проверка сохранности имущества несовершеннолетних подопечных осуществляются органами опеки и попечительства не реже двух раз в год.
При обнаружении недобросовестного отношения опекуна к имуществу несовершеннолетнего (порча его, хранение не в надлежащем виде, расходование не по назначению и др.) органы опеки и попечительства составляют об этом акт и предъявляют требования к опекуну (попечителю) о возмещении убытка, нанесенного несовершеннолетнему.
При установлении факта использования опекуном (попечителем) имущества подопечного в личных интересах (использования опеки в корыстных целях) органы опеки и попечительства отстраняют опекуна (попечителя) от опекунских обязанностей и передают материал прокурору. Одновременно должен быть предъявлен иск о возмещении использованного им имущества
Оценить
Нет подписи
Сообщение от незарегистрированного пользователя. Или этот пользователь был ранее зарегистрирован на сайте, но удалил свой аккаунт.
Закон г. Москвы от 27 июня 2001 г. N 33
"О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 4 июня 1997 года N 16 "Об организации работы по опеке и попечительству в городе Москве"


Статья 1. О внесении изменений и дополнений в Закон

Внести в Закон города Москвы от 4 июня 1997 года N 16 "Об организации работы по опеке и попечительству в городе Москве" следующие изменения и дополнения:

1. Статью 1 дополнить абзацами шестнадцать, семнадцать, восемнадцать и девятнадцать следующего содержания:

"Патронат - воспитание и оказание необходимой помощи нуждающимся в государственной защите детям, осуществляемые в формах патронатного воспитания либо социального патроната.

Патронатный воспитатель - совершеннолетнее дееспособное лицо, осуществляющее воспитание и защиту прав и законных интересов ребенка на основании договора с уполномоченной службой (организацией) по патронату о патронатном воспитании или о социальном патронате.

Патронатное воспитание - форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, в семью патронатного воспитателя при обязательном условии разграничения прав и обязанностей по защите законных интересов этого ребенка между родителями (законными представителями) ребенка, уполномоченной службой (организацией), патронатным воспитателем.

Социальный патронат - оказание необходимой помощи уполномоченной службой (организацией) в воспитании и защите прав ребенка, находящегося в семье, но признанного в установленном порядке нуждающимся в государственной защите."

2. Пункт 6.4 статьи 6:

- абзац второй дополнить текстом следующего содержания: ", заключают договор о социальном патронате, организуют и проводят работу по социальному патронату";

- абзац шестой изложить в следующей редакции:

"- подбирают лиц, изъявивших желание и удовлетворяющих требованиям, предъявляемым к выполнению обязанностей опекуна, попечителя, патронатного воспитателя, готовят материалы, необходимые для назначения опекуна, попечителя, а также об освобождении или отстранении опекуна, попечителя от выполнения возложенных на него обязанностей, заключают договор о патронатном воспитании (социальном патронате) и осуществляют функции опекуна, попечителя в объеме, установленном в плане по защите прав ребенка и в соответствующем договоре;"

- в абзаце седьмом точку с запятой заменить запятой и дополнить словами "переданных на патронатное воспитание;"

- абзац одиннадцатый после слов "опекунов и попечителей" дополнить словами "патронатных воспитателей,";

- в абзаце четырнадцатом слова "на усыновление" заменить словами "на патронатное воспитание, усыновление";

- абзац семнадцатый изложить в следующей редакции:

"- осуществляют подбор лиц, способных к выполнению обязанностей приемных родителей, патронатных воспитателей, дают заключение о возможности быть приемными родителями, патронатными воспитателями, готовят проект договора о создании приемной семьи;"

- абзац девятнадцатый после слов "приемным родителям" дополнить словами ", патронатным воспитателям".

3. Дополнить статью 6 пунктами 6.5, 6.6, 6.7, 6.8, 6.9, 6.10, 6.11, 6.12, 6.13 следующего содержания:

"6.5. Основанием для признания ребенка нуждающимся в государственной защите является отсутствие родительского попечения над ребенком либо распоряжение органа опеки и попечительства о признании ребенка нуждающимся в государственной защите. Порядок, в соответствии с которым производится обследование условий жизни и воспитания ребенка для признания его нуждающимся в государственной защите, утверждается Правительством Москвы.

К числу детей, нуждающихся в государственной защите, относятся дети:

- родители которых неизвестны;

- утратившие вследствие смерти обоих или единственного родителя;

- отобранные у родителей;

- родители которых ограничены в родительских правах;

- родители которых лишены родительских прав;

- безнадзорные дети;

- родители которых страдают длительными заболеваниями, не позволяющими надлежащим образом осуществлять воспитание и содержание детей;

- родители которых признаны недееспособными (либо ограниченно дееспособными) или объявлены безвестно отсутствующими (умершими);

- родители которых находятся в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления;

- другие дети, признанные в установленном порядке нуждающимися в государственной защите.

Ребенок признается нуждающимся в государственной защите в случае, если в отношении обоих или единственного родителя, законного представителя ребенка органом опеки и попечительства (уполномоченной службой (организацией) установлены основания, указанные во втором абзаце пункта 6.5.

В исключительных случаях, при отсутствии оснований для признания ребенка нуждающимся в государственной защите, установленных первым и вторым абзацами пункта 6.5, вопрос об отнесении ребенка к категории нуждающегося в государственной защите решается главой Управы как главой органа опеки и попечительства.

6.6. Ребенок, нуждающийся в государственной защите, может быть передан на воспитание в семью патронатного воспитателя уполномоченной службой (организацией) по патронату на основании договора о патронатном воспитании.

Ребенок, достигший возраста десяти лет, может быть передан на патронатное воспитание только с его согласия.

Договор о патронатном воспитании заключается между уполномоченной службой (организацией) по патронату и патронатным воспитателем, при обязательном условии разграничения ответственности по защите прав и законных интересов этого ребенка между родителями (законными представителями ребенка), патронатным воспитателем, уполномоченной службой (организацией) по патронату.

При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

Порядок организации патронатного воспитания детей, нуждающихся в государственной защите, устанавливается Правительством Москвы.

6.7. Над ребенком, нуждающимся в государственной защите и находящимся в семье, может быть установлен социальный патронат.

Договор о социальном патронате заключается между уполномоченной службой (организацией) по патронату, патронатным воспитателем и родителями при обязательном условии разграничения между ними прав и обязанностей по защите законных интересов этого ребенка.

Порядок организации социального патроната над детьми, нуждающимися в государственной защите, устанавливается Правительством Москвы.

6.8. Патронат над ребенком может осуществляться до достижения несовершеннолетним возраста 18 лет.

Срок патроната устанавливается в плане по защите прав ребенка и договоре о патронатном воспитании (социальном патронате) индивидуально исходя из конкретных потребностей несовершеннолетнего. Патронат над ребенком может устанавливаться: краткосрочно - на срок от одного дня до шести месяцев; долгосрочно - от шести месяцев и более.

Помещение ребенка на долгосрочный патронат производится в случае, если не представляется возможным передать ребенка на усыновление. При передаче на усыновление ребенка, помещенного на патронатное воспитание в семью, преимущественное право усыновления этого ребенка предоставляется патронатному воспитателю, в семье которого воспитывается ребенок.

В случае отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни и здоровью, он может быть незамедлительно временно устроен в семью патронатного воспитателя до решения вопроса о дальнейшей форме его устройства.

6.9. Разграничение прав и обязанностей по защите законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите, - это распределение прав и обязанностей по законному представительству его интересов между родителями (законными представителями) ребенка, уполномоченной службой (организацией) по патронату, патронатным воспитателем.

Основанием для разграничения прав и обязанностей по защите законных интересов ребенка является постановление (распоряжение) главы Управы о признании ребенка нуждающимся в государственной защите или иные документы, подтверждающие отсутствие родительского попечения над этим ребенком.

Устройство ребенка на патронат не влечет за собой возникновения между патронатным воспитателем и ребенком, переданным на патронат, алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.

Объем полномочий патронатного воспитателя по законному представительству интересов детей в соответствии со статьями 26, 28, 37 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливается в договоре о патронатном воспитании. При этом на патронатного воспитателя не могут быть возложены:

- полномочия по защите имущественных прав несовершеннолетнего (за исключением права распоряжаться причитающимися несовершеннолетнему денежными средствами на текущее его содержание);

- полномочия по представлению интересов ребенка в суде при рассмотрении судом дел о лишении (ограничении) родителей родительских прав;

- решение вопроса о выезде ребенка за пределы Российской Федерации.

Патронатными воспитателями могут быть совершеннолетние граждане Российской Федерации обоего пола, за исключением:

- лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

- супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

- лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

- лиц, отстраненных от обязанностей усыновителя, опекуна (попечителя), приемного родителя, патронатного воспитателя за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

- лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права;

- лиц, не имеющих на момент заключения договора о патронатном воспитании постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям;

- лиц, имеющих на момент заключения договора о патронате судимость за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан.

Лицо, изъявившее желание стать патронатным воспитателем, обязано пройти специальную подготовку. Специальная подготовка и обследование семьи данного лица осуществляются уполномоченной службой (организацией) по патронату в индивидуально определяемый для него срок.

6.10. Уполномоченная служба (организация) по патронату - это:

- структурное подразделение органа опеки и попечительства, на которое органом опеки и попечительства возложены функции в соответствии с настоящим Законом;

- воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения и другое аналогичное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на которое органом опеки и попечительства возложены функции по патронату по согласованию с органом, в ведении которого находится данное учреждение.

6.11. Права ребенка, переданного на патронат, права и обязанности родителей (законных представителей) ребенка, уполномоченной службы (организации) по патронату, патронатного воспитателя определяются в договоре о патронатном воспитании (социальном патронате) в соответствии с действующим законодательством, планом по защите прав ребенка.

Родители имеют право на участие в составлении плана по защите прав ребенка, на добровольное заключение договора о разграничении прав и обязанностей по защите прав их ребенка между ними и органом опеки и попечительства.

План по защите прав ребенка при достижении ребенком десятилетнего возраста в обязательном порядке должен согласовываться с самим ребенком.

Уполномоченная служба (организация) по патронату обязана исполнять функции опекуна (попечителя) ребенка в соответствии с перечнем прав и обязанностей, установленных в договоре о патронатном воспитании (социальном патронате), плане по защите прав ребенка.

Патронатный воспитатель обязан отвечать за жизнь и здоровье ребенка, переданного на воспитание в его семью, выполнять условия договора о патронатном воспитании.

Патронатный воспитатель, уполномоченная служба (организация) по патронату совместно определяют способы воспитания и форму обучения ребенка с учетом его мнения. Окружное управление образования оказывает содействие в устройстве ребенка в образовательные учреждения и при необходимости в воспитании и образовании ребенка.

Договор о патронатном воспитании обязательно содержит положения, предусматривающие ответственность сторон за условия содержания, воспитания и образования ребенка, права и обязанности патронатного воспитателя, права и обязанности уполномоченной службы (организации) по патронату, а также родителей (законных представителей) ребенка.

В случае переезда на постоянное место жительства патронатного воспитателя за пределы города Москвы и Московской области договор о патронатном воспитании расторгается.

6.12. Контроль за условиями жизни и воспитания ребенка, переданного на патронат, осуществляется уполномоченной службой (организацией) по патронату в виде регулярных посещений ребенка.

Устанавливается следующий порядок проведения посещений: 1 раз в месяц в течение первых трех месяцев после передачи ребенка на патронат, далее - 1 раз в три месяца в течение первого года после передачи ребенка на патронат, далее - 1 раз в полгода.

Не реже 1 раза в год проводится комплексная проверка, включающая в себя оценку состояния здоровья ребенка, образования ребенка, его умственного развития, самосознания, его внешнего вида и гигиены, его эмоционального и поведенческого развития, навыков самообслуживания ребенка, отношений в семье.

6.13. В течение действия договора о патронатном воспитании патронатный воспитатель несет ответственность за нарушение прав и законных интересов ребенка в порядке, предусмотренном действующим законодательством."

4. В названии статьи 7 слова "по охране детства" заменить словами "по охране прав детей".

5. Статью 9 изложить в следующей редакции:

"Статья 9. Оплата труда приемных родителей, патронатных воспитателей, материальное обеспечение ребенка, переданного на патронат

9.1. В целях обеспечения преемственности государственной политики в организации работы по охране прав и законных интересов детей, нуждающихся в государственной защите, заработная плата приемного родителя устанавливается в размере 3,5 минимального размера оплаты труда в расчете на одного ребенка, переданного на воспитание в приемную семью.

9.2. На ребенка, признанного нуждающимся в государственной защите и помещенного на патронатное воспитание в семью патронатного воспитателя, распространяются нормы материального обеспечения и льготы, установленные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку, попечительство.

Размер денежных средств, выделяемых на ребенка, в отношении которого установлен социальный патронат, определяется органом опеки и попечительства в плане по защите прав ребенка и в договоре о социальном патронате.

Денежные средства на оплату труда патронатного воспитателя, на питание ребенка, одежду, обувь, мягкий инвентарь, приобретение предметов хозяйственного обихода, учебных пособий, игрушек, на культмассовые мероприятия выплачиваются из средств городского бюджета, выделяемых по установленным нормативам уполномоченной службе (организации) по патронату, и перечисляются на личные счета патронатным воспитателям в размерах и сроках в соответствии с действующими нормативами, с договором о патронатном воспитании и сроками поступающего бюджетного финансирования.

Патронатный воспитатель ведет учет расходов по простейшей форме в виде записей по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка. Сведения об израсходованных средствах представляются ежеквартально в службу (организацию) по патронату. Материальные ценности, приобретенные за счет выделенных пособий на содержание детей, включаются в письменные отчеты воспитателей по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка.

9.3. Труд патронатного воспитателя является социально значимым трудом.

Оплата труда патронатного воспитателя производится в размере не менее 3,5 и не более 5,5 минимального размера оплаты труда в расчете на каждого ребенка, переданного ему на воспитание, в зависимости от сложности задач, возлагаемых на патронатного воспитателя договором о патронатном воспитании.

Оплата труда патронатного воспитателя для работы по социальному патронату производится в размере не менее 3,5 и не более 4,5 минимального размера оплаты труда в зависимости от сложности задач, возлагаемых на патронатного воспитателя договором о патронатном воспитании, и в расчете на 40-часовую рабочую неделю.

Денежные средства на оплату труда патронатного воспитателя ежемесячно выделяются уполномоченной службе по патронату органом, в ведении которого находится учреждение.

Порядок оплаты труда патронатного воспитателя определяется Правительством Москвы."


Статья 2. Об изменении названия Закона

Внести изменение в название Закона города Москвы от 4 июня 1997 года N 16 "Об организации работы по опеке и попечительству в городе Москве", изложив его в следующей редакции: "Об организации работы по опеке, попечительству и патронату в городе Москве".
Оценить
Нет подписи
Форум / Приемные дети / Усыновление: шаг за шагом / Законодательные Акты По Усыновлению, Опеке, попечительству, приемной семье « назад  1 2 3
Показать панель форматирования
Предварительный просмотр
Показывать смайлы