Реклама
Психологические тесты онлайн
Проверьте свои знания и интуицию, узнайте ваш характер и достойные качества!
Posobie.info – полезный сайт для родителей Введите номер пособия и выиграйте ценные призы!
Войти
Регистрация
I триместр
II триместр
III триместр
Первые недели
Малыш до года
От года до 3 лет
От 3 до 7 лет
Читай
Общайся
Выигрывай
Сервисы
Фотоконкурсы
Правила форума
Форум / Воспитание /

Золушкины Будни

Нажмите, чтобы просмотреть личную страницу БУМ145
Бела,  Москва 
– – – – – – – – – – – – – – – –
Чтобы установить себе персональный девиз, оставьте на форуме 500 сообщений Успей сделать сегодня-ведь завтра будет уже поздно
Тавус (20.04.2006)Арслан (24.10.2008)
На сайте: c 4 декабря 2008
Рейтинг: 631
– – – – – – – – – – – – – – – –
Постоянный участник
– – – – – – – – – – – – – – – –
Родители, пытаясь приучить ребенка помогать по дому, надолго отбивают у него охоту заниматься этим неблагодарным делом

Очень хочется, придя домой, обнаружить прибранную квартиру, в которой сидят умытые детки и мирно читают книжки. В реальности, однако, на полу валяются фантики и игрушки, под кроватью обнаруживается грязная посуда, а дети хоть и не отказываются от уборки категорически, но занимаются саботажем.

Алексей Булгаков, автор книги «Наши неуправляемые подростки», перечисляет массу типичных причин, по которым ребенок не помогает родителям дома. Например, ребенка разбаловали. Сейчас, кстати, все чаще мамы говорят: «Успеет еще наломаться, пусть отдыхает».

Для иных семей расхлябанность — образ жизни: посуду не моют до завтрашнего дня, убирают дома от случая к случаю. В других царит порядок, но родители делают другую ошибку: грубо требуют выполнения обязанностей или нудят, а ребенок протестует. А то и забывают хвалить ребенка за сделанную работу, так что пропадает всякое желание что-то делать дальше.

Часто родители ведут себя непоследовательно: просят, чтобы сын вымыл посуду, а через полчаса, заметив, что она не вымыта, моют ее сами.

Действительно, детей надо приучать к труду с малых лет, не отказываться от их помощи, когда они тянутся подметать пол вместе с мамой и при этом больше сорят и вредят, чем помогают. Потом-то им уже и самим не захочется без привычки.

Обязанности следует делить справедливо. Правда, надо понимать, что наградить кого-то многолетней обязанностью мыть посуду — это вовсе не такое уж благодеяние и никак не приучение к труду. Куда полезнее, чтобы все члены семьи оценивали общий объем работ и каждый брал на себя какую-то часть.

Лично я обнаружила опытным путем, что вопить «я у вас как прислуга» — дело бесполезное. Куда полезнее — написать на листочке восемь-десять дел, которые надо сделать дома за день, и предложить ребенку выбрать из них четыре или пять, а оставшиеся взять себе.

Когда человек имеет возможность выбора, он воспринимает необходимость заниматься скучным делом совсем не так остро. Когда моей дочери было лет 12–14, я оставляла ей иногда списки, которые мы дома называли «Золушкиными»: три-четыре дела, которые делают и отмечают в списке галочкой. Сейчас дочери восемнадцать, списков я уже не составляю, зато могу предложить поменяться: я приберу на твоем рабочем месте, ты — на моем. Оказывается, помогать другому легче и быстрее, чем наводить порядок у себя. И не так скучно.

Впрочем, иногда суть проблемы зарыта гораздо глубже: оказывается, у членов семьи разные представления о том, что такое порядок и зачем он нужен. Я, например, долго искала ответ на вопрос «зачем каждый день заправлять кровать» — и не могу сказать, что мои варианты устроили дочь. А вот сына этот вопрос совсем не волнует. Возможно, потому, что вопрос возникал, когда дочь спала на втором этаже двухэтажной кровати, где застилать постель физически тяжело, а сын никогда на втором этаже не спал. Родителям стоит оценивать свои требования еще и с точки зрения выполнимости.

Много времени и нервов семье может раз и навсегда сэкономить решение о том, какая комната считается убранной. В своей семье я предложила детям такой вариант:

На полу, тумбочке, стульях, столе, подоконнике не валяются в беспорядке вещи.
На рабочем столе лежит и стоит только самое необходимое, стул ровно стоит у стола.
Тетради и книги на полках стоят ровно, занавески висят ровно, постель аккуратно застелена.
Все игрушки лежат в ящиках.
Вся одежда убрана в шкаф.
Пол подметен, цветы политы.
Американский психотерапевт Рассел Баркли предлагает писать для детей на карточке последовательность действий при уборке и каждую стадию помечать галочкой: это сократит количество споров на тему, можно ли считать комнату убранной. Он же советует давать на уборку ограниченное количество времени.

Родители часто упускают из виду очень важный момент: никто не рождается на свет с умением делать уборку. Ребенку — еще тогда, когда он готов радостно помогать, — надо показывать все-все: и что тарелку надо мыть теплой водой с обеих сторон, и что споласкивать ее после этого обязательно, и что вилку надо мыть не только спереди, но и сзади, и между зубцов. К сожалению, все эти свои упущения родители обычно разглядывают поздно — и тут же начинают винить ребенка: кто так моет, кто так держит веник… и это — вместо спасибо. И если показывают, то с негодованием: посмотри, бессовестный, как это надо делать по-человечески. Бессовестному, само собой, это надолго отбивает желание хозяйничать.

И самое последнее: если ребенок все-таки сделал доброе дело — похвалите его. Не считайте, что это в порядке вещей. И конечно, из родительского арсенала следует полностью исключить ядовитые похвалы:

«Ну, убрал наконец, думала, уж не дождусь». Это прямая команда ребенку: больше так не делай. Он и не будет.
Оценить
Форум / Воспитание / Золушкины Будни
Показать панель форматирования
Предварительный просмотр
Показывать смайлы
Я читал и принимаю правила общения на сайте
Сообщать мне о получении ответов в этой теме