Реклама
Психологические тесты онлайн
Проверьте свои знания и интуицию, узнайте ваш характер и достойные качества!
Posobie.info – полезный сайт для родителей Введите номер пособия и выиграйте ценные призы!
Войти
Регистрация
I триместр
II триместр
III триместр
Первые недели
Малыш до года
От года до 3 лет
От 3 до 7 лет
Читай
Общайся
Выигрывай
Сервисы
Фотоконкурсы
Правила форума
Форум / Детская психология /

Приучаем к труду

Нажмите, чтобы просмотреть личную страницу Lersa
, 40 лет,  Новосибирск 
Олеся (27.06.2009)
Последний визит: 24 мая 2013 | 10:30
На сайте: c 2 февраля 2010
Рейтинг: 27623
Доступ к сайту запрещен
– – – – – – – – – – – – – – – –
Руководитель клуба
– – – – – – – – – – – – – – – –
трудный возраст



За порядком в доме следит домработница. За приготовлением еды – кухарка. За нарядами – персональный байер. Гувернантка контролирует выполнение домашних заданий, а помогают делать их компьютер и интернет. Безопасную и дружелюбную среду для игр на свежем воздухе обеспечивают ландшафтный дизайнер и садовник. Нужно ли при таком обилии помощников учить ребенка самостоятельно мыть посуду и подметать полы, шить, поливать и сажать цветы, выгуливать собаку – словом, трудиться?

Даже если у семьи нет возможности держать штат прислуги, от рутинных навыков ребенка благополучие дома сегодня мало зависит. Во-первых, если дочь не подметет пол, подметет мама, бабушка или помощница по хозяйству. Во-вторых, умная техника, которой напичканы наши квартиры, сводит весь домашний труд к понятию «положил внутрь, включил программу, поставил на таймер, достал результат». Машины режут и трут, запекают и варят, стирают и отжимают, моют посуду и выводят пятна – человек им почти не нужен. Или нужен?

опыт предков
Зачем благополучному ребенку знать, что трудиться – всегда пригодиться? Пусть пользуется результатами труда окружающих людей и не знает забот. Но вспомним дворянские и купеческие семьи в дореволюционной России: даже при наличии мамок и нянек и чернавок чад сызмальства приучали к ручной работе. Особенно – девочек, которым предстояло вырасти в рачительных хозяек и вести дом. Каждая уважающая себя дебютантка умела не только танцевать менуэты, но и вышивать, варить варенье из крыжовника, выбирать продукты на рынке и коптить окорока. Отроки и вовсе оказывались в ежовых рукавицах: кого-то еще в детстве записывали в полк, кто-то стоял за конторкой семейного предприятия – из мальчиков растили будущих управленцев, владельцев большого дела, нажитого отцами и дедами. Тот, кто хочет стать хозяином жизни, не должен ее прожигать.

зачем нужно трудиться?
интеллект и сообразительность. Не зря говорят, что труд сделал из обезьяны человека. Если хочешь выжить – не важно, в диких джунглях или городских, – надо уметь прикладывать усилия. Комфортная жизнь тормозит развитие маленького человечьего детеныша: у него просто нет стимула узнавать что-то новое. По сути, маленький человечек мало чем отличается от своего доисторического пращура: человеческие руки напрямую связаны нервными окончаниями с мозгом, и чем виртуознее работает кисть, чем тоньше моторика, тем глубже и гибче становится мышление.

самопознание.
Когда малыш пробует сделать что-то и в результате многочисленных попыток добивается поставленной цели, самый главный результат его труда – даже не новый навык как таковой, а осознание собственных возможностей. «Я сумел!» – этот вывод очень важен для самооценки крохи.
социализация. Труд – дело коллективное. Как бы ни был избалован малыш, жить ему придется не на необитаемом острове, а среди себе подобных. И, в конце концов, чтобы, будучи боссом, заставлять трудиться других, надо: а) прикладывать для этого нечеловеческие усилия; б) уметь договариваться, взаимодействовать и наказывать; и в) самому разбираться в поставленных задачах. Словом, «строить» других – та еще работенка!

успешность.
Важные качества успешного человека – целеустремленность, воля, умение преодолевать трудности, учиться на ошибках, планировать – все это формируется в процессе осознанной физической и умственной деятельности. Ну и вдобавок труд помогает понять разницу между «хочу» и «надо», и формирует чувство ответственности, если приходится заниматься полезным, но нелюбимым занятием.

богатство.
То, что сделано своими руками, заработано самостоятельно, в глазах малыша имеет куда большую ценность, чем купленное в магазине. Если на создание шедевра пришлось потратить время и усилия, возникает бережное отношение к вещам. Согласитесь, для будущего процветания это важно.

как приучать будем
не упустить время. Желание помогать возникает у детей в возрасте освоения различных социальных ролей, то есть в 2,5–3 года. Очень важно не отказывать ребенку в этом стремлении и не отсылать его прочь, даже если малыш пока «криворук» и вы предчувствуете, что из затеи ничего путного не выйдет.
обеспечить безопасность. Разумеется, от некоторых видов помощи малыша нужно ограждать: нет ничего хорошего в том, что он будет взаимодействовать с едкими бытовыми химикатами или балансировать на стремянке, пытаясь забить гвоздь. Дело родителей – предложить ему безопасное альтернативное занятие.

объясняйте.
Даже если от помощи крохи приходится отказаться, делать это нужно мягко, и обязательно объяснять причину отказа. А уж если маленькому помощнику доверили важное дело, пошагово объясните задачу и расскажите, как выполнить ее максимально правильно и эффективно.
играйте. Если малыш не проявляет интереса к домашней работе, к уборке в собственной комнате и даже к творческим и развивающим занятиям, придется включать его в них играючи. В раннем возрасте игра – единственный для ребенка способ познания мира.

от простого к сложному.
Учитывайте возраст малыша и его возможности. Даже старших детей не нужно перегружать обилием обязанностей, превращая маленькую принцессу в золушку.
не давите. Не нужно требовать от малыша помощи, если он устал, раздражен или болен. Или если вы сами устали или раздражены.

хвалите.
Поощрение за выполненную работу не только повышает самооценку и закрепляет в ребенке желание и дальше предлагать свою помощь, но и формирует позитивное мышление маленького трудяги. А вот ругать, даже если у крохи что-то не получается, не стоит. Так же, как и переделывать «напортаченное» при нем: не акцентируйте его внимание на неудачах.

помогайте.
Даже если вам кажется, что ребенок уже достаточно взрослый, чтобы справиться самостоятельно, не оставляйте его с задачей один на один. Он должен чувствовать ваше участие.
распределяйте. Разделение труда – «я мою пол, а ты вытираешь пыль» – очень полезно с точки зрения эффективности. А вот деление обязанностей на мужские и женские – нет.

Без труда, как известно, не вытащишь и рыбку из пруда. Тем более золотую, которая потом будет выполнять все желания «золотого ребенка». В общем, невод в руки – и за работу!
стащила:
Оценить
Нажмите, чтобы просмотреть личную страницу lenmarty
Елена
Кирилл (07.11.2010)
Последний визит: 27 ноября 2015 | 12:40
На сайте: c 27 ноября 2010
Рейтинг: 23
Доступ к сайту запрещен
– – – – – – – – – – – – – – – –
Участник
– – – – – – – – – – – – – – – –
Меня приучили к труду, когда я была в садике, за год до школы.
Оценить
Нет подписи
Форум / Детская психология / Приучаем к труду
Показать панель форматирования
Предварительный просмотр
Показывать смайлы
Я читал и принимаю правила общения на сайте
Сообщать мне о получении ответов в этой теме