Реклама
Posobie.info – полезный сайт для родителей Введите номер пособия и выиграйте ценные призы!
Войти
Регистрация
I триместр
II триместр
III триместр
Первые недели
Малыш до года
От года до 3 лет
От 3 до 7 лет
Читай
Общайся
Выигрывай
Сервисы
Фотоконкурсы
Правила форума
Форум / О малыше - на любые темы /

Я все умею делать сам!

Стоит ли приучать детей с маленького к самостоятельности?
Да.      
83%
    83%[ 44 ]
Нет.      
1%
    1%[ 1 ]
Иногда.      
11%
    11%[ 6 ]
Пусть сначала вырастут.      
3%
    3%[ 2 ]
Нажмите, чтобы просмотреть личную страницу Литера
Тоня, 31 год
Кирюша (17.02.2008)Ульянушка (14.04.2010)
На сайте: c 27 октября 2010
Рейтинг: 10578
– – – – – – – – – – – – – – – –
Ветеран форума
– – – – – – – – – – – – – – – –
Начнем с древней китайской притчи.Беременная женщина пришла к мудрецу и говорит:"Скоро мне предстоит родить.Скажите,как мне воспитывать своего ребенка?"-"Вы опоздали,-ответил мудрец.-Ровно на девять месяцев".С самостоятельностью примерно то же самое.Если думаете,что развивать ее надо с того момента,как ребенок впервые без провожатых пошел в школу или отправился учиться в вуз в другой город,-вы глубоко заблуждаетесь.К тому,чтобы брать на себя ответственность и что-то делать самому надо приучать с самого раннего детства.
Младенец появляется на свет существом,целиком и полностью зависимым от мамы.Он представляется нам таким крошечным,слабым и беззащитным!Пройдут годы,минимум 3-5 лет-сроки зависят от индивидуальных темпов развития ребенка,-прежде чем чадо отделится от родителей и овладеет элементарными бытовыми навыками.Однажды,отобрав у мамы ложку,которой его кормят,трехлетка произнесет долгожданное для вас:"Я сам!"
Не препятствуйте первым проявлениям свободы.Предоствьте вашему малышу возможность справиться с тем,что он уже способен делать самостоятельно.Например,трехмесячный кроха тянется ручонкой к погремушке.Соблазн помочь ему настолько велик!Вам так и хочется подвинуть игрушку поближе.Сдержите себя.Пусть выполнит трудную для него задачу сам.Возможно,вам это покажется мелочью,но именно из таких мелочей и складыватся характер.
Или малыш учится ходить.Мама,как наседка,следует за ним:а вдруг упадет,ушибется?И пусть падает!Это не смертельно.Нельзя научиться ходить,не получив синяков,шишек,ссадин.Это касается и ходьбы в буквальном смысле,и метафорического шествия по жизни.В дальнейшем вы все равно не сможете сопровождать любимое чадо везде и всюду:пусть же с первых шагов учится падать,вставать и идти дальше.

МЫ ВЕЧНО СПЕШИМ
В наш скоростной век мы вечно куда-то спешим,все хочется сделать побыстрее.Нам невыносимо наблюдать,как малыш неумелыми пальчиками полчаса застегивает пуговицу или безуспешно пытается попасть рукой в рукав."Давай сюда,я сделаю быстрее!"-не выдерживает мама и одевает чадо,как куклу:ведь папа ждет в машине и нервничает!Школьник три часа не может решить уравнение,и мама,потеряв терпение,справляется с задачей в два счета:иначе мы целый день не выйдем из дома,а еще в бассейн на тренировку и в супермаркет за продуктами...Годовалый кроха ковыряет ложкой яблочное пюре так,что половина порции размазывается по столу,а то и по стенам.Ну какая мама выдержит этакое зрелище,а потом еще и полдня станет отмывать кухню?!А надо терпеть и ждать,пока съест пюре,оденется,сам решит уравнение.Пусть это будут первые трудности,которые надо научится преодолевать каждому ребенку.Иначе вырастет беспомощнй,неуверенный в себе человек с заниженной самооценкой.Помните,как в киножурнале "Ералаш"-сорокалетний детина чуть что кричит:"Ба-буш-ка!!!",а она ему:"Бегу,Митенька,бегу,маленький!"Вы же не хотите вырастить такого?Так предоставьте чаду право делать то,что ему по силам в соответствии с возрастом.Пусть сделает небезупречно,с погрешностями-скажем,нарисованный дом будет чуть кривоват,зато он будет нарисован без помощи старших.

ПУСТЬ ВЫБИРАЕТ САМ
"Что ты возьмешь с собой на прогулку:машину или паровоз?","Когда ты будешь убирать игрушки:сейчас или перед ужином?","Какую футболку хочешь надеть:синюю или желтую?"Ребенку до 5 лет лучше предоставлять два варианта ответа и по мере взросления увеличивать их количество.Почаще спрашивайте чадо:"Как ты думаешь?","Куда хочешь пойти?",чтобы тренировать бесценный навык-умение делать собственный выбор.Ведь самостоятельность-это не только способность завязывать шнурки без бабушкиной помощи или добираться до гимназии без сопровождения гувернантки,но и смелость принимать личные решения,а потом нести за них ответственность.
Так что не стоит кричать:"Поставь чашку на место,она разобьется!"или "Не ходи по лужам-промочишь ноги!"Пусть лучше ребенок сам убедится:стеклянная посуда бьется,промочив ноги осенью,можно и простудиться.Возможно,кому-то из взрослых такая цена за жизненный опыт покажется слишком высокой,но что поделаешь,другой способ его приобрести пока не изобрели.
Малыш полдня собирается на прогулку.Умная мама,вместо того чтобы поторапливать:"Быстрее,пока ты оденешься,на улице стемнеет!"-спокойно говорит:"Я буду пить кофе,а ты пока собирайся.Скажешь мне,когда будешь готов".Достаточно 2-3 раза выйти во двор,когда друзья из песочницы уже соберутся спать,и-вот увидите!-сборы на прогулку станут проходить намного быстрее.Ребенка не придется ругать,заставляя почувствовать себя плохим,нерадивым:он сам поймет,что многое в жизни зависит от него самого.
Недавно в редакцию пришло взволнованное письмо мамы:"Никак не могу заставить своего 15-летнего сына делать уроки.Приходится после работы учиться вместе с ним вместе!Иначе он не садится за книги.Подскажите,что делать".Ответ компетентного специалиста был таков:"Попробуйте не стоять у подростка над душой.Пусть придет в школу с невыученными уроками один раз,другой,третий,а потом посмотрит,что получится.Пусть нахватает двоек-не смертельно.Зато узнает,что любые проступки-как хорошие,так и дурные-имеют последствия".

ОБСУЖДАЕМ ВМЕСТЕ
Возможно,некоторые возразят:"Если предоставить ребенку право выбора,он всегда будет выбирать одни только развлечения:не идти в детский сад,а сидеть весь день у телевизора,не посещать школу,а играть в компьютерные игры".Но вы ведь будете предоставлять чаду выбор в разумных пределах,верно?А в случае злоупотреблений мейте сказать "нет".Правда,волевое родительское решение надо применять лишь в самых крайних случаях.Во всех остальных лучше использовать тактику совместного обсуждения.
Скажем,малыш заявляет:"не пойду в детский сад".Маме и папе не стоит игнорировать это сообщение или парировать:"Тебя никто не спрашивает.Пойдешь,и все".Надо обсудить с ребенком его чувства,переживания:"Почему не хочешь?Что тебе там не нравится?Тебя в саду обижают?"Выслушав ответ,объясните,что вам приходится ходить на работу и что садик для малыша-тоже своеобразный труд.
Дочь-подросток ставит маму с папой перед фактом:"У Кати день рождения,я останусь у нее ночевать".Если такое происходит впервые,сказать:"Конечно,оставайся!" или "Нет,ни в коем случае!"-одинаково неправильно.Лучше расспросить дочь:"Какая необходимость оставаться в гостях?Что скажут хозяева?Может,лучше встретить тебя,приехать за тобой на машине?Почему ты хочешь там остаться?Кто еще будет в компании?"Откровенный,задушевный разговор с ребенком любого возраста никогда не повредит:вы станете только ближе друг к другу.После совещания-без морализаторских нотаций и давления со стороны старших!-вы придете к обоюдному согласию.
ффыыввааппролджжэ
БЫВАЮТ ДВЕ КРАЙНОСТИ
Не секрет,что дети делко не всегда бывают белокрылыми ангелами.Многие из них-еще те хитрецы:прикидываются слабыми,чтобы тут же прибежали всемогущие взрослые и все за них сделали.Так постепенно формируется аналогичный подход к жизни:если кто-то везет,от чего же не ехать?Может,такой жизненный принцип и хорош,но должен же человек хоть что-нибудь уметь делать сам!
Малышка просит:"Мамочка,помоги,у меня не получается"-и подставляет ей неподдающиеся кнопки пальто.Мальчик пытается собрать пазлы в картинку,но сложный рисунок не поддается,и тогда он в отчаянии ломает собранную часть изображения,признавая собственную беспомощность и призывая таким образом взрослых на помощь.
Умение застегивать пуговицы и собирать пазлы требует от нас тончайших моторных навыков,с которыми мы,взрослые,справляемся автоматически,а для маленького человека это огромный труд.Все родители наверняка знают:мелкая моторика напрямую связана с работой головного мозга.Чем более тонкие движения пальцами человек может осуществлять,тем лучше для его умственного развития.Вы ведь хотите,чтобы ваш отпрыск хорошо соображал?Тогда не спешите изображать героев мультика "Чип и Дейл спешат на помощь".Лучше скажите:"Давай-ка попробуем вместе".Как говорится еще в одной китайской притче:"Дайте просителю не рыбу,а удочку,чтобы тот научился ловить ее".
"Ничего не получается!"-восклицает школьник,решая сложную задачу."А ты попробуй!"-будет лучшим вариантом ответа со стороны взрослых.Как правило,покумекав над учебником и тетрадью,ученик хотя бы встанет на путь верного решения.Ребенок всегда способен сделать хоть что-то!Так предоставьте ему эту возможность.Зато,когда он справится сам хотя бы отчасти,у него возникает так называемое "чувство компетентности",осознание "Я могу!",а это повышает самооценку,прибавляет уверенности в себе.И не забывайте хвалить чадо даже за крошечные достижения и успехи.
Одна крайность:дети прикидываются беспомощными.Другая-когда взрослые окружают детей такой удушающей заботой,что буквально шагу ступить не дают.Казалось бы,разве плохо,что дети рано обретают самостоятельность,устраиваются на работу и не требуют от родителей ни денег,ни ежедневного участия?Оказывается,да!Некоторым мамашам доставляет удовольствие держать в подчинении детишек,пусть даже достигших пенсионного возраста,и демонстрировать свою власть над ними.Для таких родителей это-единственный способ почувтсвовать свою значимость:пускай от меня зависит хотя бы один человек на свете-мой собственный ребенок.
Наблюдение на детской площадке.Малышку в возрасте 1 год 8 месяцев бабушка качает на качелях.Потом бабушка останавливает качели и ведет внучку к другом аттракциону.Кроха,которая и говорить-то пока не умеет,отчаянно топает ногами и плачет,показывая,что хочет остаться на качелях.Бабушкина реакция:"И нечего мне здесь свой характер показывать!Все равно будет так,как бабушка сказала",-и тащит малышку дальше.Сцена сыграна.Бурные аплодисменты.Занавес.Как будут складываться отношения персонажей в дальнейшем?Первый вариант:если девочка окажется по характеру сильнее бабушки,то постарается скорее покинуть родительский дом,избавиться от давления взрослых.второй вариант:вырастет слабохарактерная ,послушная раба,которая будет всю жизнь обязана родителям за то,что ее вырастили.Какая уж тут самостоятельность...
Возрастного рубежа ,за которым дети должны отделиться и самостоятельно решать свои проблемы,не существует.В трудной ситуации родители всегда должны прийти детям на помощь.Это правило остается в силе,даже если нашим крошкам будет 60,а нам-90,ведь для нас они навсегда останутся детьми.


источник-журнал"Д.С."
Последний раз редактировалось: Литера (8 ноября 2011 | 16:16), всего редактировалось 2 раз(а)
Оценить
Сообщение от незарегистрированного пользователя. Или этот пользователь был ранее зарегистрирован на сайте, но удалил свой аккаунт.
Очень хорошая статья! Со всем согласна!
Оценить
Нет подписи
Нажмите, чтобы просмотреть личную страницу Lersa
, 38 лет,  Новосибирск 
Олеся (27.06.2009)
Последний визит: 24 мая 2013 | 10:30
На сайте: c 2 февраля 2010
Рейтинг: 27623
Доступ к сайту запрещен
– – – – – – – – – – – – – – – –
Руководитель клуба
– – – – – – – – – – – – – – – –
В ответ на сообщение Литера от Пт Ноя 04, 2011 20:33:
К тому,чтобы брать на себя ответственность и что-то делать самому надо приучать с самого раннего детства


Согласна!
Оценить
Сообщение от незарегистрированного пользователя. Или этот пользователь был ранее зарегистрирован на сайте, но удалил свой аккаунт.
Тоже согласна, стараюсь поощрять самостоятельность.
Моя дочь сама лазит в холодильник, мне это не очень нравится (а бабушкам, когда видят, очень не нравится), но стараюсь объясняться с ней по этому вопросу "по справедливости". Т.е. разбирать по отдельности моменты, что можно, что нельзя, почему нельзя.
Оценить
Нет подписи
Нажмите, чтобы просмотреть личную страницу *Малышок*Галышок*
Галина, 33 года,  Челябинск 
– – – – – – – – – – – – – – – –
Чтобы установить себе персональный девиз, оставьте на форуме 500 сообщений Дети-цветы жизни.В моём букете три ромашки...
Последний визит: 7 ноября 2017 | 7:07
На сайте: c 20 мая 2011
Рейтинг: 2800
– – – – – – – – – – – – – – – –
Постоянный участник
– – – – – – – – – – – – – – – –
Я за самостоятельность! Не приятно видеть мамочек, несущих за своего третьеклассника портфель, или того хуже за дочь-студентку тащить сумку с продуктами в общагу(из личного). Нет, я конечно понимаю, когда сумка тяжела и её тащит папа или брат. Но когда сумка - не сумка, а пакет и тащит его мама лет сорока, а доча идёт где-то позади и трендит по телефону! Как вам такой расклад? А ещё: у меня есть знакомая, которая через чур опекает своего пятилетнего сына. Он даже на детской площадке поиграть нормально не может! Только сядет в песочницу, тут же мамин голос:"Ты что! На песок садиться нельзя! Штаны перепачкаешь!" Только на турник залезет - ты что! упасть же можно! Только в озьмёт мяч - Ты что! Попадут в тебя мячиком больно будет! Честно говоря с ней сложно общаться, ведь она постоянно за сыном по площадке носится. И буквально везде ему руки подставляет. Дошло однажды до того, что я ждала-ждала её(пока она набегается) и так и ушла незаметно. Она мне только через полтора часа позвонила узнать почему мы ушли. Она ему и шнурки завязывает(но это ладно), она даже лепучки на его ботинках сама застёгивает! Вот что это? Мне кажется маразм.
Оценить
Нажмите, чтобы просмотреть личную страницу belka.vlasova
екатерина, 34 года
Алиса (24.02.2006)Матвей (16.10.2010)
Последний визит: 27 октября 2013 | 13:30
На сайте: c 5 ноября 2011
Рейтинг: 14
– – – – – – – – – – – – – – – –
Недавно здесь
– – – – – – – – – – – – – – – –
 Личная страница   Сообщения (10)   Фотоальбом   Личное сообщение 
*С*Н*Е*Ж*И*Н*К*@*
На песок садиться нельзя! Штаны перепачкаешь!" Только на турник залезет - ты что! упасть же можно! Только в озьмёт мяч - Ты что! Попадут в тебя мячиком больно будет! Честно говоря с ней сложно общаться, ведь она постоянно за сыном по площадке носится. И буквально везде ему руки подставляет. Дошло однажды до того, что я ждала-ждала её(пока она набегается) и так и ушла незаметно. Она мне только через полтора часа позвонила узнать почему мы ушли. Она ему и шнурки завязывает(но это ладно), она даже лепучки на его ботинках сама застёгивает! Вот что это? Мне кажется маразм.


Это конечно перебор уже!!! obmorok ну и кто потом выратет из этого мальчика??? Дети должны быть самомтоятельны, в силу своего возраста
Оценить
Нажмите, чтобы просмотреть личную страницу Kitten1
Юлия, 34 года,  Москва 
Александр (02.06.2009)
Последний визит: 11 мая 2017 | 12:16
На сайте: c 9 августа 2009
Рейтинг: 12
– – – – – – – – – – – – – – – –
Постоянный посетитель
– – – – – – – – – – – – – – – –
 Личная страница   Сообщения (88)   Фотоальбом   Личное сообщение 
мой сам проявляет инициативу, кричит Сам, обижается если я опережаю!
Оценить
Форум / О малыше - на любые темы / Я все умею делать сам!
Показать панель форматирования
Предварительный просмотр
Показывать смайлы
Я читал и принимаю правила общения на сайте
Сообщать мне о получении ответов в этой теме


Психологические тесты онлайн
Проверьте свои знания и интуицию, узнайте ваш характер и достойные качества!