Реклама
Posobie.info – полезный сайт для родителей Введите номер пособия и выиграйте ценные призы!
Войти
Регистрация
I триместр
II триместр
III триместр
Первые недели
Малыш до года
От года до 3 лет
От 3 до 7 лет
Читай
Общайся
Выигрывай
Сервисы
Фотоконкурсы
Правила форума
Форум / Свободный форум / Дискуссионный клуб /

О лингвистическом высокомерии

Нажмите, чтобы просмотреть личную страницу Аллилуйя
Дарья, 101 год,  Междуреченск 
– – – – – – – – – – – – – – – –
Чтобы установить себе персональный девиз, оставьте на форуме 500 сообщений Чудо нельзя запереть на замок!
Руслан (30.01.2008)Ирина  (20.07.2009)
Последний визит: 4 апреля 2018 | 20:47
На сайте: c 16 апреля 2009
Рейтинг: 8702
– – – – – – – – – – – – – – – –
Ветеран форума
– – – – – – – – – – – – – – – –
«В обществе развито лингвистическое высокомерие»

Максим Кронгауз Директор института лингвистики РГГУ


— Логика многих борцов за чистоту речи такова: человек, который любит русский язык, должен обязательно осуждать тех, кто делает ошибки. Это правильно?

— Есть люди, которые активно недовольны речью окружающих. И активно делают им замечания. Это такие воинствующие ... даже не знаю кто. Вообще одна из функций литературной нормы и кодификации языка состоит в иерархизации общества. Деление, условно говоря, на образованных, необразованных, знающих норму, не знающих нормы и т.д. И действительно, очень многим свойственно лингвистическое высокомерие. Они, с одной стороны, сетуют на то, что окружающие знают норму хуже, чем они. А с другой, в душе очень рады этому. Потому что это дает повод сокрушаться и сознавать при этом, что ты занимаешь в иерархии более высокое место. Надо сказать, это не обязательно безупречные с точки зрения нормы люди. Потому что человек, делающий 10 ошибок, может ругать человека, делающего 12 ошибок.

Эта градация бесконечна. Есть люди, которые обращают внимание на 5-10 эталонных ошибок, их все знают: ударение в глаголе «звонить», путаница с «одевать» и «надевать» и т.д. Есть люди, которые ловят еще три дополнительные ошибки. Они указывают на ударение в глаголе «включить», управление глагола «довлеть» и еще на что-то. Так что это явление очень распространено. Другое дело, надо помнить о том, что интеллигентность заключена не в том, чтобы не пролить соус, а в том, чтобы не заметить, как это сделает другой. Поэтому тут очень важно то, ради чего мы общаемся. Если мы общаемся для того, чтобы показать собственное величие и место в обществе, то надо указывать, конечно. А если мы хотим общаться и получать удовольствие, то этого делать не надо. Категорически не надо, потому что общение в этом месте прекращается.

— Но ведь есть люди, которые благодарны за то, что их исправляют. Да, они скорее в меньшинстве, но они осознают, что им принесли пользу.

— Мне кажется, это иллюзия. Совершенно очевидно, что взрослого человека не переучить. Я по этому поводу рассказываю байку, которую в свое время рассказывал на лекциях лингвист Виктор Александрович Ицкович. Он пересказывал сцену из советского фильма, где академик поучает домработницу. Говорит ей: «Что ж ты опять "ложишь" вместо того, чтобы "класть". Я же тебя учил». На что она говорит: «Да знаю я, что «класть» надо, но мне жить с теми, кто "ложит"». Человек выбирает свой круг общения, и следует его установкам, даже если они некодифицированы, непрестижны. Поэтому если человек говорит «звОнит», а вы его поправите, то вы, конечно, его не переделаете. Скорее всего, он и так это прекрасно знает.

«Если мне кто-то неприятен, то я буду только рад, если он еще и пишет с ошибками и носит сандалии с носками»

— Не поверю, что нет случаев, когда поправлять необходимо.

— Я поправляю в двух случаях. Поправляю детей, потому что детей всегда можно учить, но и то только своих или тех, кто мне близок. И то, я делаю это, скорее всего, зря, потому что ребенок ориентируется на некоторые примеры, образцы. Если в семье говорят правильно, то он и будет говорить правильно. И еще я поправляю иностранцев, но тоже в том случае, если они об этом просят. Если же идет какой-то откровенный разговор, то поправкой вы собьете собеседника. В общем, не стоит поправлять кого-то, если важно содержание беседы.

Другое дело, что коррекция грамотности используется и как инструмент коммуникативного подавления. Потому что если тебе этот человек неприятен, ты можешь его уколоть дополнительно, не содержательно переспорив, а указав на ошибку, сказав, что он «еще и неграмотен», то есть хуже тебя. Потом это только говорится, что человек должен быть прекрасен во всем, а на самом деле он должен быть ужасен во всем. Если мне кто-то неприятен, то я буду только рад, если он еще и пишет с ошибками и носит сандалии с носками. Это как бы дополнительное подтверждение его сомнительных моральных качеств.

— Кстати, о детях. Сейчас многие готовы расстаться с нянями, если те неправильно говорят. И даже в требованиях пишут: «Грамотная речь». Это верный подход?

— Верно или неверно — это вопрос бессмысленный. Потому что то, что для меня правильно, для моего соседа абсолютно неправильно. И наоборот. А если про нянь, то я знаю нянь разных национальностей, с разной степенью владеющих русским, замечательно воспитывающих детей, но делающих ошибки. Если в семье все говорят правильно, а няня неправильно, то на речь ребенка это повлиять не должно. Он будет понимать, что у няни своя особенная речь.

— У нас украинская няня, и ребенок долгое время говорил «нема» вместо «нет».

— Да, но потом он увидел, что все говорят иначе. Но как домашнее забавное слово это может вполне остаться, и ничего страшного в этом нет. Поэтому если няня хороший человек, то я бы не увольнял ее за то, что она говорит с украинским, грузинским или филиппинским акцентом. Довольно бессмысленно думать, что образцом русского языка для ребенка станет именно няня. Наверное, Арину Родионовну по этим критериям тоже можно было уволить. У нее был особый язык.

— Почему никто из лингвистов не обратил внимание на знаменитое высказывание Елены Ваенги, связанное с делом Pussy Riot, и не возопил, куда катится грамотный мир? Я серьезно.

— Вы знаете, мне несколько раз звонили журналисты и просили прокомментировать записи в Фейсбуке или в Твиттере наших звезд эстрады, которые делают большое количество ошибок. Я отказывался, и приглашающие очень удивлялись: как так, я профессор, мне вроде должно быть приятно. Я сказал, что это почти личная переписка, и я не хочу поучать человека, который пишет что-то своим друзьям или поклонникам. Что тут будет влезать какой-то старорежимный профессор из старого советского фильма и начнет указывать, как писать? Это его личное дело и совершенно бессмысленно переучивать. Понятно, цель — поиздеваться...

— Но подождите, они же пишут это в публичном пространстве, они являются некими примерами для публики.

— Думаю, мы до сих пор не понимаем, является ли пространство Твиттера и Фейсбука публичным или интимным. Потому что до сих пор внутри этого пространства все действуют как будто оно интимное, а по сути оно, конечно, публичное, потому что читают это все. Но если все начнут писать в Твиттере и Фейсбуке как будто они находятся в публичном пространстве, то это будет другая речь, и она не будет интересной. А нам нечего будет обсуждать. Поэтому это смешанное пространство. И из-за этого возникают конфликты. Но даже если такое высказывание, очевидным образом публично, оно все равно неформально. Это подчеркивается смайликами, избытком восклицательных знаков и т. п. Поэтому всерьез судить текст в социальной сети по строгим законам русской орфографии и пунктуации не очень корректно.

С другой стороны, миссия публичного борца за грамотность вполне востребована обществом, по крайней мере, в интернете. Высказывания типа «Я бы расстрелял всех, кто не ставит мягкий знак перед «–ся» в неопределенной форме глагола» очень популярны и находят поддержку в массах, в том числе интеллигентных.

— Но многие упрекают лингвистов в пассивности, в том, что они ничего не делают и только наблюдают за русским языком и за тем, что с ним происходит, тогда как надо его спасать.

— Это не совсем верно. Я знаю лингвистов, которые постоянно делают замечания, но их просто не слушают.

«Все помнят 5-10 примеров, как не надо, и за ними пристально следят. А то, что за этими пределами, никто и не замечает»

— У меня ощущение, что они в меньшинстве.

— Нет, они не в меньшинстве. Их просто хуже слушают. Лингвистов чаще спрашивают, как правильно (это вообще главный вопрос к лингвисту), а получив ответ, продолжают говорить, как обычно. Возникает разрыв между лингвистами и обществом. Лингвист рекомендует свое, а общество, не обращая внимания, говорит свое. А потом предъявляет претензии лингвисту: «Что же ты не сказал, как надо».
Мне такой диалог не очень интересен. Мне интереснее слушать и описывать речь, то, как она меняется. Если удается, показывать людям, как они говорят или пишут. Иногда они ужасаются, иногда даже не понимают, о чем я говорю. У людей вообще короткая языковая память. Все помнят 5-10 примеров, как не надо, и за ними пристально следят. А то, что за этими пределами, никто и не замечает, хотя происходят любопытнейшие процессы.

Кроме того, поучениями почти невозможно что-то изменить. Потому что если в языке существует сильная тенденция, она все равно побеждает. Есть тенденции, которые так и не победили, но не потому, что кто-то твердил, как это плохо.

— Например?

— Некоторые лингвисты считали, что скоро мы перестанем склонять числительные. Мы не перестали. Да, продолжаем путать, но продолжаем склонять. И это не связано с тем, что появляется некий учитель жизни или учитель языка и бесконечно повторяет, что надо вот так и вот так. От этого речь массы людей не меняется. Более того, мы движемся в обратную сторону. Все-таки если более образованные люди начинают говорить как бы неправильно, якобы неправильно, то все равно в какой-то момент хороший составитель словаря должен учесть то, как они на самом деле говорят, и поменять ударение или поменять род, что, как мы знаем, вызывает страшную бурю.

— А как же тогда повышать речевую культуру?

— Это надо делать в школе, это надо делать в детском саду, чтобы там слышали образцы правильной речи. Но главное все равно семья, и если в семье говорят неправильно, изменить это очень трудно.

— Вам тут же возразят: как же говорить правильно, если нет людей, которые поправляют?

— Норма передается через образцы речи, а не через замечания. Если мы читаем книжки, слушаем грамотную речь, то у нас эти образцы есть, и мы говорим правильно. Если человек сам ставит задачу улучшить свой язык, свою речь, то он, как правило, этого добивается. Навязать же такую задачу очень трудно. По-моему, и не нужно.

— А на радио и телевидении у нас есть образцы речи?

— Есть, конечно, а куда же они делись? Нет, ну есть педанты-пуристы, которые цепляются абсолютно ко всем ведущим и ловят их на ошибках (тех, кто хорошо говорит, еще приятнее поймать!). Но дело в том, что спонтанная речь не может быть абсолютно чистой и свободной от ошибок. Когда пурист выходит на охоту, он с огромным удовольствием ловит кого-нибудь, ну, например, Парфенова. Представляете, какое удовольствие Парфенова поймать? Но это же для собственного удовольствия человек ловит, а не ради того, чтобы Парфенов говорил иначе.

— Вы правда пишете книгу о «граммар-наци»?

— Нет, что вы. Велика честь будет граммар-наци целую книгу о них писать. Я пишу книгу про русский язык в интернете. Вот там я и пишу о таком явлении, как граммар-наци. Но еще больше пишу о так называемой антиграмотности. С одной стороны, воинствующая неграмотность, с другой — воинствующая грамотность. И вот они сталкиваются и расшибают лбы. А правды нет ни за теми, ни за другими.
Оценить
Нажмите, чтобы просмотреть личную страницу katster
Екатерина, 32 года,  Москва 
– – – – – – – – – – – – – – – –
Чтобы установить себе персональный девиз, оставьте на форуме 500 сообщений Я просто выгляжу как лось, а в душе я бабочка. ©
Максим (08.12.2008)Никита (12.03.2010)Анна (02.08.2012)Ольга (29.03.2017)
Последний визит: Вчера | 15:31
На сайте: c 25 ноября 2008
Рейтинг: 3589
– – – – – – – – – – – – – – – –
Победитель конкурса Малыш марта
– – – – – – – – – – – – – – – –
В ответ на сообщение Аллилуйя от Чт Сен 06, 2012 5:52:
Это надо делать в школе, это надо делать в детском саду,


сын у меня из сада притащил словечки типа "ложи", я его теперь и переучиьт не могу, он уперся и все время говорит ложи...
Оценить
Нажмите, чтобы просмотреть личную страницу Кипарисик
Елена, 38 лет,  Москва 
Тимур (11.02.2009)
Последний визит: 7 ноября 2017 | 12:46
На сайте: c 30 апреля 2009
Рейтинг: 14560
– – – – – – – – – – – – – – – –
Ветеран форума
– – – – – – – – – – – – – – – –
я с ужасом думаю - что он может из сада притащить, сейчас с улицы очень много слов приносит - и ладно бы хороших. Мы сами дома с мужем частенько ненужные слова употребляли . Как услышали, что сын повторять стал - сразу стали следить за своей речью.
По поводу исправления произношения - я очень благодарна своей школьной подруге, которая все время меня поправляла. И ни капельки на нее не обижалась.
Оценить
Нажмите, чтобы просмотреть личную страницу mamalovesyou
Лиза,  Москва 
– – – – – – – – – – – – – – – –
Чтобы установить себе персональный девиз, оставьте на форуме 500 сообщений love it or leave it
Александр (01.01.2012)
На сайте: c 3 марта 2012
Рейтинг: 1808
– – – – – – – – – – – – – – – –
Ветеран форума
– – – – – – – – – – – – – – – –
ошибки в речи режут глаз и ухо. причем именно от взрослых людей. дЕплом, правЕльно, извЕни...и это на нашем форуме. ААа, прям бесит
Оценить
Нажмите, чтобы просмотреть личную страницу Просто Одуванчик
Алена, 30 лет,  Ярославль 
Александра (22.11.2004)Виталий (14.07.2011)Савелий (19.10.2013)
Последний визит: 26 августа 2017 | 18:01
На сайте: c 22 января 2011
Рейтинг: 235
– – – – – – – – – – – – – – – –
Участник
– – – – – – – – – – – – – – – –
Статья понравилась. Молодец профессор.
А я отношусь ровно к "слабограмотным". Моя подруга плохо читает и пишет с ужасныими ошибками, но от этого она не перестаёт быть прекрасным человеком.
Заметила, что чем дальше от школы, чем больше интернета и СМС, тем менее грамотно стала писать я сама. Особенно, сидя в декретном отпуске и печатая на ходу посты в интернет, причем не глядя.
И всё чаще я стала задумываться над тем, что раньше писАла на автомате. Глупею...
Хотя, конечно "дЕплом, пробЫвал, Зделать - режет глаз. Но есть и достаточно сложные варианты, над которыми задумываются и очень грамотные люди.
Вчера прочитала у дочки в тетради "... сИнтИбря. Домашняя раДота". Вот...
Мне всегда русский давался легче, чем например, математика, а кому-то наоборот. И на примере моей подруги и других людей делаю вывод - это не всегда не желание УЧИТЬСЯ и ЗНАТЬ. Иногда это особенности человека (это бывает и вкупе с другими проблемами.
Нужно больше читать (книг, конечно, не интернета), чтоб более грамотно писать. Но опять же, сейчас, во времена электронных книг очень часто мы (я, по крайней мере) читаем книги ненадлежащего качества, с опечатками, и если я эти опечатки вижу и мысленно исправляю, то глаз подростка воспримет их как правильный вариант.
Оценить
Нажмите, чтобы просмотреть личную страницу ckat
Катерина
– – – – – – – – – – – – – – – –
Чтобы установить себе персональный девиз, оставьте на форуме 500 сообщений Через съехавшую крышу лучше видны звезды
УльянаБогдан
На сайте: c 8 декабря 2007
Рейтинг: 11471
– – – – – – – – – – – – – – – –
Ветеран форума
– – – – – – – – – – – – – – – –
В ответ на сообщение Аллилуйя от Чт Сен 06, 2012 5:52:
Потому что это дает повод сокрушаться


Какой неграмотный писарь!
Стыдно не знать, что перед "что" запятую положено ставить Mr. Green
Оценить
Сообщение от незарегистрированного пользователя. Или этот пользователь был ранее зарегистрирован на сайте, но удалил свой аккаунт.
Надо исправлять детей. Надо.
А взрослых... Наверно, только близких. А то обидЮтся еще!
Оценить
Нет подписи
Нажмите, чтобы просмотреть личную страницу Литера
Тоня, 31 год
Кирюша (17.02.2008)Ульянушка (14.04.2010)
На сайте: c 27 октября 2010
Рейтинг: 10578
– – – – – – – – – – – – – – – –
Ветеран форума
– – – – – – – – – – – – – – – –
В ответ на сообщение Просто Одуванчик от Чт Сен 06, 2012 11:58:
Мне всегда русский давался легче, чем например, математика, а кому-то наоборот.


Муж у меня по математике и физике-отличник,умножит/разделит трех значное на двухзначное в уме быстрее,чем я на калькулаяторе,зато правописание у него оочень хромает,что русское,что белорусское.Когда я его исправляю,то он только отмахивается,говорит,что для него важнее цифры,а не правильное написание.Но всегда злится и удивляется,когда я не могу быстро произвести сложение больших цифр в уме-ну не мое это.
Оценить
Нажмите, чтобы просмотреть личную страницу Arina Lesnaya
Arina
Последний визит: 24 ноября 2013 | 23:37
На сайте: c 20 ноября 2013
Рейтинг: 0
– – – – – – – – – – – – – – – –
Недавно здесь
– – – – – – – – – – – – – – – –
 Личная страница   Сообщения (0)   Фотоальбом   Личное сообщение 
дава йте определимся сразу
твОрог
свЁкла
А то по на вылезают тут всякие с неправильным произношением, так категорически не приемлемо говорить, нельзя так говорить (примерыне правильного произношения приводить не стала - противно)
говорите сразу правильно и ни кто вас поправлять не будет

ТВО
твОРОГ Толковый словарь Ушакова
Свёкла Толковый словарь Ушакова
Толковый словарь Ефремовой

статья не понравилась,как это не следовать указаниям, ну а вам что сложно одно слово запомнить, ну поправите вы потом человека. другое дело когда безграмотный человек тебе указывает - это действительно не приятно только я с этим не сталкивалась

сейчас полезла смотреть правописание, в википедии твоО
г написали - это не правильно

Добавлено спустя 59 секунд:

чё то тут глючит.
Последний раз редактировалось: Arina Lesnaya (20 ноября 2013 | 22:38), всего редактировалось 2 раз(а)
Оценить
Нет подписи
Нажмите, чтобы просмотреть личную страницу Мяффка
Анюта, 36 лет,  Сызрань 
– – – – – – – – – – – – – – – –
Чтобы установить себе персональный девиз, оставьте на форуме 500 сообщений самодура
Последний визит: 20 апреля 2018 | 22:23
На сайте: c 11 августа 2010
Рейтинг: 10924
– – – – – – – – – – – – – – – –
Победитель фотоконкурса Зимние забавы
Победитель конкурса Братишки и сестренки января
– – – – – – – – – – – – – – – –
чё то тут глючит.

орфогрАфия, видимо.
Оценить
Нажмите, чтобы просмотреть личную страницу Stessiy
Анастасия,  Москва 
– – – – – – – – – – – – – – – –
Чтобы установить себе персональный девиз, оставьте на форуме 500 сообщений Можно говорить глупости, но не торжественным тоном
девочка (22.02.2007)девочка (04.07.2012)Мальчик (05.05.2017)
Последний визит: 17 апреля 2018 | 21:05
На сайте: c 18 сентября 2006
Рейтинг: 5248
– – – – – – – – – – – – – – – –
Надежда и опора сайта
Победитель конкурса Лучшая запись в дневнике 2014 года
Победитель конкурса Мисс февраля
– – – – – – – – – – – – – – – –
Какой неграмотный писарь!Стыдно не знать, что перед "что" запятую положено ставить

Не-не... Не обязательно. Смотря, на что автор хотел сделать акцент. В данном предложении акцент на причину. Если бы поставил запятую, то смысл фразы был бы другой. Акцент был бы на результат. Кажется так...
чё то тут глючит.

Ой, глююючиит...)))

Добавлено спустя 2 минуты 41 секунду:

Ах, да.. По поводу статьи: не убавить, не прибавить... А, главное, никакого высокомерия.
Оценить
Нажмите, чтобы просмотреть личную страницу Олеся Володичева/Педагог
Олеся Володичева, 39 лет
Последний визит: 30 марта 2017 | 19:46
На сайте: c 12 мая 2016
Рейтинг: 4
– – – – – – – – – – – – – – – –
Недавно здесь
– – – – – – – – – – – – – – – –
Если Вы 1 раз поправите человека, то скорее всего, он не перестанет делать ошибку в речи (типа "ложи"). Так зачем тогда корректировать? Некоторые принимают это чуть ли не за снобизм.
Я преподаю английский язык. Когда слышу ошибку в произношении (порой и интонации) - исправляю ученика. Но он пришел именно Учиться. Тут все исправления воспринимаются без обид. Даже с благодарностью). Опять же, чтобы человек исправил ошибку (запомнил правильное произношение, употребление) нужно провести работу над ошибкой пару-тройку раз.
Разовая правка погоды не сделает. Ни в русском, ни английском.
Оценить
Нажмите, чтобы просмотреть личную страницу shelev
Елена
Последний визит: 17 июня 2017 | 14:39
На сайте: c 8 мая 2009
Рейтинг: 54
– – – – – – – – – – – – – – – –
Постоянный участник
– – – – – – – – – – – – – – – –
Это как с советами: не нужно распыляться, если тебя не просят.
Есть одна знакомая, всегда очень хорошо относится к конструктивной критике. Более того: благодарит, если ей делают заслуженное замечание. Всегда благодарит и просит и в дальнейшем помогать развиваться и становиться лучше.
Но если человек не ждет критики, не просит её и не готов получить, тогда зачем портить ему настроение?
Оценить
Форум / Свободный форум / Дискуссионный клуб / О лингвистическом высокомерии
Показать панель форматирования
Предварительный просмотр
Показывать смайлы
Я читал и принимаю правила общения на сайте
Сообщать мне о получении ответов в этой теме