Реклама
Posobie.info – полезный сайт для родителей Введите номер пособия и выиграйте ценные призы!
Войти
Регистрация
I триместр
II триместр
III триместр
Первые недели
Малыш до года
От года до 3 лет
От 3 до 7 лет
Читай
Общайся
Выигрывай
Сервисы
Фотоконкурсы
Правила форума
Форум / Детский сад /

Вальдорфский детский сад

1 2  далее »
Сообщение от незарегистрированного пользователя. Или этот пользователь был ранее зарегистрирован на сайте, но удалил свой аккаунт.
Вальдорфский детский сад



Среди наиболее популярных педагогических систем, которыми интересуются родители малышей, особняком стоит вальдорфская. Что же собой представляет и как работает вальдорфский детский сад?

История создания
В 1919 году в Штутгарте открылась первая вальдорфская школа. Она финансировалась фирмой "Вальдорф-Астория", которая и дала название новой педагогической системе. Через несколько лет при школе открылся детский сад. Автор концепции и руководитель школы Рудольф Штайнер (1861-1925) был основателем не только особой педагогической системы, лечебной педагогики и медицины, но и целого духовного направления.

С самого начала Штайнер придавал большое значение развитию детей в раннем возрасте, задолго до того, как это стало модным в 60-х-70-х годах ХХ века. Именно в эти годы интерес к вальдорфским детским садам и школам резко возрос. В настоящее время вальдорфские детские сады и школы распространены на всех континентах, но больше всего их в странах Европы: Германии, Швейцарии, Голландии, Швеции, Финляндии и др. Есть они и в США, Канаде, Израиле, Индии и Японии. Всего насчитывается более двух тысяч садов и 800 школ, которые работают при поддержке ЮНЕСКО и правительств этих стран.

В России вальдорфские школы и сады появились только в конце 80-х – начале 90-х годов. По инициативе одной многодетной мамы в 1987 г. был создан домашний детский сад. А в 1991 г. в Москве открылся семинар по подготовке воспитателей вальдорфских детских садов. В это же время в Москве, Петербурге, Ярославле, Самаре и других городах начали открываться первые школы.

В настоящее время в нашей стране действуют около 30 вальдорфских школ и 60 детских садов Воспитатели садов объединились в "Содружество". Только те, кто прошел обучение и успешно провел группу в течение нескольких лет, могут стать действительными членами этого объединения.

Основные идеи и принципы работы

Принципиальным для дошкольной вальдорфской педагогики является положение о том, что детство – это уникальный период жизни человека, перед которым стоят свои особые задачи. К этому возрасту нельзя подходить с оценками и целями, которые присущи более поздним этапам развития ребенка. Чрезвычайно важно дать раскрыться с наибольшей полнотой тем формам, способам жизни и деятельности детей, которые характерны именно для этого возраста. Поэтому вальдорфская педагогика отклоняет те формы работы с малышами и воздействия на них, которые стремятся "ускорить" развитие. Это касается, прежде всего, различных программ интеллектуального тренинга, раннего обучения письму и чтению, призванных ускорить развитие детей. Сторонники вальдорфской педагогики исходят из того положения, что развитие интеллекта должно быть включено в общее развитие личности – прежде всего психосоматическое, эмоциональное, социальное и практическое.

Основные принципы работы вальдорфского детского сада:

создание атмосферы, благоприятной развитию;
воспитание через подражание и пример;
культивирование многообразных форм игровой деятельности;
создание пространства, способствующего развитию свободной игры;
организация здорового ритма жизни группы;
занятия различными видами трудовой деятельности ("педагогика руки") и различными искусствами (живопись, музыка, лепка, эвритмия)
Все вышеперечисленные положения не являются отдельными частями "программы" работы детского сада или методическими "приемами", а представляют собой единое органичное целое. Жизнь группы скорее напоминает жизнь большой, дружной семьи, чем работу "учебного заведения"

В рамках короткой статьи мы сможем остановиться только на некоторых принципах работы вальдорфского детского сада.

Создание благоприятной атмосферы
Еще в 1907 году Р. Штайнер высказал мысль, что основным фактором развития маленького ребенка является любовь к нему окружающих взрослых: "Любовь матери, как наседка, высиживает правильное формирование органов ребенка". Эта любовь должна быть искренней, не вынужденной. Ребенок чувствителен "к выражению лиц окружающих взрослых". Он, не может дистанцироваться от окружения, воздействия которого проникают очень глубоко, вплоть до влияния на обмен веществ и формирования психосоматической основы личности. Таким образом, "атмосфера любви" является условием здорового развития – физического, эмоционального, интеллектуального и личностного. Неблагоприятные воздействия этого жизненного периода сказываются, по Штайнеру, много позже, в виде предрасположенности к тем или иным заболеваниям у взрослого человека.

Поэтому первая задача вальдорфского детского сада – создание благоприятной атмосферы, в которой ребенок будет чувствовать себя хорошо. Главный фактор здесь – личность воспитателя, который должен установить доверительные отношения со своими питомцами.

Самовоспитание воспитателя – моральная основа дошкольной вальдорфской педагогики. От личности педагога, от того, как он относится к занятиям, как двигается, как говорит, зависит очень многое. Воспитатель должен следить за собой, не давать жизненным проблемам или каким-то привычкам негативно влиять на атмосферу в группе, на отношение к детям.

Для создания радостной, спокойной и творческой атмосферы также важны организация пространства и художественное оформление помещения.

Как учится маленький ребенок?Хотя вальдорфская педагогика и выступает против раннего целенаправленного обучения (например чтению и счету), это не значит, что ребенок в вальдорфском детском саду "ничему не учится". Напротив, вальдорфские педагоги утверждают, что именно в период раннего детства малыши учатся наиболее интенсивно. До 3-4 лет маленький человек усваивает огромное количество разнообразного опыта, знаний и умений. Но делает он это не как взрослые или школьники на уроках, а так, как это свойственно именно ребенку-дошкольнику – учится всей своей жизнью. Взаимодействуя с родителями, общаясь со сверстниками, наблюдая, переживая, играя, одеваясь, осваивая предметы домашнего обихода, слушая сказку, раскачиваясь на качелях и т.д. – ребенок все время учится. Процессы жизни и процессы учения для малыша тесно связаны друг с другом. Р. Штайнер пишет об этом так: "Существуют два ключевых слова, раскрывающие нам суть отношения маленького ребенка к своему окружению: это подражание и пример". Через подражание ребенок учится прямостоянию и речи. В прежние века ребенок через подражание, т.е. через непосредственное участие в жизни взрослых, учился вообще всему, что ему было необходимо в жизни. Происходит это так: дитя душевно отдается всему, что он воспринимает в своем окружении, чтобы затем воспроизвести это в действии. Восприятие, душевная отдача и деятельность воли образуют единство, которое исчезает лишь в дальнейшем, когда в основу поступка ляжет решение.

От мысли к действию
Из понимания роли подражания в развитии маленького ребенка вытекает важный педагогический принцип: "Все, чего мы хотим достичь в воспитании – мы должны постоянно переводить из области мыслей и идей в область поступков и действий. Из этого получается вся методика ведения детского сада" – писала основатель первого вальдорфского детского сада Э. Грюнелиус. Это значит, что ребенку в детском саду должны предлагаться, по возможности, самые разнообразные виды деятельности, подражание которым будет способствовать творчеству, развитию ловкости, умений, сноровки. Это рукоделие — прядение, шитье, ткачество на сделанных самими же детьми маленьких ткацких рамках, покраска шерсти и тканей.

Дети участвуют в уходе за садом, в обмолоте зерна, помоле и выпечке хлеба, работают молотком, убирают группу и т.д. Вся эта деятельность никогда не является самоцелью, но вплетена в повседневную жизнь группы: например, кукол мастерят для кукольного спектакля; ткацкие рамки – для того, чтобы на них соткать коврик для кукольного домика. Для различных торжеств создают антураж, например, фонарики для осеннего праздника фонариков или печенье на Рождество и т.д.

Вальдорфские педагоги стараются избегать искусственно сконструированных дидактических материалов, считая, что сама жизнь предлагает богатейшие возможности развития. Например, когда ребенок своими руками пытается спрясть нить для коврика из теплой, живой шерсти, то в этой работе задействованы и тонкая моторика и осязательная активность его пальцев. Но кроме этого ребенок понимает общий смысл своей работы, то, ради чего эта деятельность происходит (коврик для кукольного домика). Таким образом ребенок не просто делает упражнения для пальцев, а занимается осмысленным и полезным делом. Такая методика работы благоприятно сказывается на развитии мышления ребенка и его взаимодействии с миром. На этом примере видно, как в одном конкретном действии – прядении нити из шерсти – сочетаются несколько линий развития – сенсорное, моторное, эмоциональное и интеллектуальное. Такое соединение – важнейший аспект методологии вальдорфской дошкольной педагогики.

При этом следует подчеркнуть, что от детей не требуют подражания или участия в деятельности. Сторонний наблюдатель может вообще не заметить какой-либо организации жизни в группе. Кажется, что воспитательница не делает ничего особенного, а все происходит как бы само собой. Но это – лишь внешнее впечатление, свидетельствующее о высоком мастерстве педагога. За кажущейся простотой и естественностью стоит огромная внешняя и внутренняя работа, и конечно опыт. Воспитательница просто начинает заниматься каким-то делом , полагаясь на естественное любопытство и подражательный инстинкт детей. И она редко остается одна дольше минуты.

Цель методического процесса состоит в продуманном, по содержанию и спланированном по времени, создании возможностей, которые, однако, оставляют простор для индивидуального участие ребенка в зависимости от его возраста, возможностей и личного своеобразия. Таким образом, достигается естественная индивидуализация педагогического процесса, – каждый ребенок участвует в предлагаемой деятельности по-своему, в соответствии с личными особенностями и возможностями.

Ритм – источник гармонии
Организация здорового ритма жизни группы, повторяющегося ежедневно, – непременное условие гармоничного развития. Согласно теории Р. Штайнера "ритм является носителем здоровья". Ритм дня составляют чередование фаз "вдоха" и "выдоха". Фаза "выдоха" – свободное творческое раскрытие сил ребенка в игре, - сменяется фазой "вдоха", когда дети занимаются с воспитателем или слушают сказку. Чередующиеся занятия образуют недельный ритм: в определенный день недели дети рисуют акварельными красками, в другой - занимаются эвритмией, в третий - их ждет кукольный спектакль. Пятница – день генеральной уборки. Дети привыкают и знают заранее, что их сегодня ждет в группе. - Одновременно с проживанием ритма года дети узнают истоки своей национальной культуры. Этому способствует повседневная жизнь вальдорфской группы, и праздники, отмечаемые в духе народных традиций. Эти праздники – не демонстрация достижений, а важная часть общей жизни. Дети не готовят никаких выступлений специально для показа. На любом торжестве они просто живут в праздничном действии.

Многообразие игр
Вальдорфский детский сад можно назвать поистине детским садом игры. Все усилия педагогов направлены на то, чтобы побудить детей к активной игровой деятельности. Игре невозможно задать рамки "программы": каждый день на такую "свободную игру" отводится 1,5 – 2 утренних часа. Во время "свободной игры" дети сами, по возможности без воспитателя играют. Содержание игры определяется самими детьми и иногда бывает совершенно неожиданным. Игра по заранее разработанной программе, по убеждению вальдорфских педагогов, теряет основной смысл и перестает быть игрой в подлинном смысле этого слова.

Организация пространства
Для того, чтобы свободная игра могла развернуться полноценно, надо создать, во-первых, надлежащие внешние условия, – организовать особое игровое пространство и выделить время.. Во-вторых, практические занятия должны давать детям как можно больше импульсов для активных и содержательных игр, зачастую подражающих деятельности и жизни взрослых.

Важно создать среду с разнообразным игровым материалом. В оборудовании игровой части группы вальфдорского детского сада присутствуют деревянные ширмы с полочкой по середине. Благодаря этим ширмам, высотой не превышающих рост детей, ребята могут делить пространство комнаты на отдельные уголки, например, устроить магазин или врачебный кабинет. Разноцветные платки различных размеров можно использовать в качестве стен и крыши.

Вальдорфские игрушки
На деревянных полках, расположенных вдоль стены игрового помещения на уровне, доступном для детей, стоят разнообразные "игрушки": поленья, деревянные чурбаны, продольные срезы стволов березы, просто спилы веток и стволов, различной длинны и толщины, шишки, желуди, каштаны, кусочки коры и другой подобный "строительный материал" – вальдорфский вариант привычных кубиков. Но не стоит думать, что игрушки, в привычном смысле этого слова отсутствуют вовсе. Руками воспитанников, учеников школы, родителей и самих педагогов создаются красивые куклы, гномы, животные, эльфы и другие обитатели волшебного мира детства. Настоящие кубики редко встречаются в игровых комнатах – вальдорфские педагоги неохотно используют игрушки с четкими, геометрически определенными формами, которые самой своей формой задают уже готовые способы работы с ними. Также плохо они относятся к игрушкам и конструкторам из пластмассы и других искусственных материалов. Вальдорфская дошкольная педагогика проповедует своеобразную философию игрушки: детям предлагаются простые игрушки из природных материалов. Они предоставляют возможность дополнить предмет в игре до полного образа, активируя при этом свою фантазию. Малыши могут сотворить из простой деревяшки или платка нечто неожиданное. Предмет становится тем, что делает из него творческая фантазия ребенка. Игрушки, по возможности должны быть такими, чтобы только намекать на свою возможную функцию и позволять использовать себя в игре многофункционально. Так, кусок голубой материи может стать озером, звездным небом, крышей у магазина или стенами пещеры.

В играх "принимает участие" и "обычная" мебель. Дети могут построить высокую башню, поставив друг на друга несколько столов и стульев и накрыв их платками. В башне находится в заточении принцесса, которую надо освободить. Так в игре оживает сказочный сюжет, бывший накануне содержанием праздника. Часто ребята повторяют один сюжет на протяжении многих и многих дней.

Помимо свободной игры в вальдорфском детском саду культивируются пальчиковые игры, традиционные народные забавы, музыкально-ритмические и подвижные занятия. Рисование, лепка из специально приготовленного воска (пластилин не применяется!) и занятия другими видами искусств происходит по принципу подражания в форме игры. Каждый день детям рассказывают сказку, которая тоже может быть разыграна в виде свободной игры или кукольного спектакля.

Группа детского сада
Вальдорфские детские сады принимают детей от 3,5 до 7 лет. В группах занимаются до 20 детей разного возраста. Группы рассчитаны на здоровых малышей. Однако в последние годы участились случаи, когда в вальдорфские детские сады приводят детей с проблемами, в надежде, что там им помогут. Очень часто надежды родителей оправдываются, но только при условии, что проблемы, с которыми приходят дети, имеют педагогическую, а не органическую причину. Для действительно больных детей существует особое направление - лечебная педагогика.

Вальдорфский детский сад работает по будним дням. Существуют группы полного и неполного дня. Их ведет дипломированный воспитатель, получивший специальную подготовку.

Опыт показал, что дети из вальдорфских детских садов быстро и хорошо адаптируются к школе, как обычной, так и специализированной. Они легко осваиваются в коллективе сверстников, творчески активны, спонтанны и непосредственны.

Исследования биографий бывших выпускников вальдорфских школ показали, что они выбирают самые разные профессии и добиваются успехов в жизни. А это сегодня – самое главное.



Загвоздкин Владимир,
научный сотрудник Института теории образования и педагогики РАО, доцент кафедры психологии развития МПГУ, автор книги "В созвучии с природой ребенка. Вальдорфский детский сад"



Статья из журнала "Мама и малыш" № 11, 2004



сайт Ссылка
Оценить
Нет подписи
Нажмите, чтобы просмотреть личную страницу Никсветлана
Светлана,  Москва 
– – – – – – – – – – – – – – – –
Чтобы установить себе персональный девиз, оставьте на форуме 500 сообщений Лето! Ах, сколько смысла и жизни в этом слове!
Иван (28.12.1991)Илья (28.11.1995)Михаил (10.12.1996)Вера (16.10.2007)Полина (16.04.2013)
На сайте: c 6 ноября 2007
Рейтинг: 5304
– – – – – – – – – – – – – – – –
Ветеран форума
– – – – – – – – – – – – – – – –
Вальдорфский детский сад (Источник: Ссылка )

История создания. Вальдорфская педагогика возникла в Германии в начале ХХ века. Первая вальдорфская школа была создана в 1919 году и финансировалась фирмой «Вальдорф-Астория». Поэтому и школа была названа вальдорфской. Основатель вальдорфской школы – Рудольф Штайнер (1861-1925) – вдохновитель не только особой педагогики, лечебной педагогики и медицины, но и целого духовного направления, названного им антропософией. После смерти Штайнера вальдорфкие детские сады и школы распростанились по всему миру и в настоящее время являются одним из ведущих направлений в современной педагогике.

Основная задача педагогики, по Штайнеру, состоит в наиболее полном раскрытии способностей и задатков ребенка, причем все стороны существа ребенка – мышление, чувство и воля, должны развиваться в гармонии. Поэтому в вальдорфской педагогике наряду с интеллектом большую роль играют искусства, различные рукоделия и ремесла. Вот эту идею целостности в развитии можно считать основной для всей педагогики в целом.

С самого начала Штайнер придавал большое значение развитию и воспитанию в дошкольном возрасте, задолго до того, как это стало модой в 60 - 70 годах. Именно с этого времени интерес к вальдорфским детским садам и школам резко возрос. Сейчас вальдорфских детских садов более 2000. Они есть практически во всех странах мира, но особенно их много в европейских странах. У нас в стране вальдорфские детские сады возникли всего около 10 лет назад. Они пользуются у родителей большой популярностью, и их, к сожалению, слишком мало по сравнению со спросом.

Основная идея и способы ее реализации. В первые годы закладывается основа всей дальнейшей жизни человека. Младенец полностью зависим от своего окружения, от которого он получает многообразные импульсы для своего развития. Поэтому так важно с самого начала стимулировать развитие правильно, в соответствии с теми процессами, которые происходят с ребенком. В первые месяцы после рождения ребенок должен приспособиться к новым условиям жизни вне материнской утробы, к новому способу дыхания и питания. Затем малыш начинает осваивать свое тело и ближайшее окружение, учится садиться, ползать и, наконец, стоять и ходить. Все это для ребенка серьезные достижения, и на каждом этапе он требует от нас помощи и поддержки, соответствующей именно данной стадии. Ребенку требуется время. Не следует, по мнению вальдорфских педагогов, стремиться ускорять развитие. Желая, чтобы наш ребенок развивался быстрее, мы можем ему скорее навредить, чем помочь. Но это не означает пассивность. Мы можем делать очень многое, что полезно и необходимо ребенку именно сейчас, а не в будущем. В этом основной принцип вальдорфского воспитания.

Главное в начале – обеспечить ребенку надежную “оболочку”, как бы теплое гнездо, в котором бы он был защищен от суеты и шума внешнего мира. Вальдорфские педагоги рекомендуют старый способ – сделать люльку и накрыть ее с одной стороны прозрачной розовой тканью. Подвешенная в воздухе, нежесткая, качающаяся люлька образует своеобразный плавный переход из состояния жизни в утробе матери, к жизни в физическом мире.

В первые месяцы не так важно обилие впечатлений, как, наоборот, покой и защищенность. Главная стимуляция развития в этом возрасте – это контакт матери и ребенка на всех уровнях: телесном, душевном и духовном. Для такого эмоционально наполненного, тесного контакта предоставляется много возможностей. Это - кормление грудью, пеленание, уход за ребенком. Крайне важно понять, что гигиенический уход матери за ребенком – это процесс, касающийся не только гигиены, но в нем участвует весь ребенок и телом, и эмоционально и духовно. Именно это многие в настоящее время не понимают, считая, что уход за телом ребенка – это сугубо телесная вещь, не имеющая к интеллектуальному развитию никакого отношения и что нужно ребенка еще дополнительно развивать как-то иначе. Телесный контакт матери и ребенка, кормление, ношение на руках и ласка – вот главные стимулы развития ребенка в первые месяцы его жизни, значение которых сохраняется и в дальнейшем. Это отношение “ребенок-мать” есть тот стержень, на котором происходит затем все развитие: и эмоциональное, и интеллектуальное и телесное. Все остальное, что еще можно делать – игрушки, погремушки и т.д. – все это только дополнительные стимулы развития, но не основа его.

Ребенок – особенно маленький – это всегда целое, и интеллект у него развивается только в контексте общего развития. Пример: когда малыш с увлечением и самозабвенно играет, то внутри этого процесса развиваются в гармонии все стороны его личности и прежде всего – его творческий потенциал, его воображение. Но именно это – согласно новейшим исследованиям – является ценнейшим качеством интеллекта, а вовсе не владение логическими операциями. Гораздо важнее оказалась эмоциональная и волевая сторона интеллекта. Именно этот креативный интеллект и развивается прежде всего в игре. У вальдорфской школы есть много своих ноу-хау, позволяющих пробудить и развить у ребенка способность к такой игре, для которой в программе выделяется специальное время, а в группе создаются специальные условия. Помимо свободной игры с детьми, в вальдорфских группах занимаются самыми различными видами деятельности, которые отвечают потребностям данного возраста: это занятия различными видами искусств, рукоделием, пальчиковыми, подвижными и музыкальными играми и т.д. Детям рассказывают много сказок и историй, показывают кукольные спектакли, которые часто ставят и сами дети и т.д. Дети, в абсолютном большинстве, любят ходить в вальдорфский детский сад и даже начинают реже болеть.

Вальдорфские детские сады принимают детей от 3.5 лет и рассчитаны на здоровых детей. Однако в последние годы участились случаи, когда родители приводят в группы детей с проблемами в надежде, что в вальдорфском детском саду их детям помогут. Очень часто их надежды оправдываются, но только при условии, что проблемы, с которыми приходят дети, имеют педагогическую, а не органическую причину. Для действительно больных детей существует особая ветвь - лечебная педагогика.

Вальдорфский детский сад работает ежедневно. Существуют группы полного и неполного дня. Группу ведет дипломированный воспитатель, получивший специальную подготовку. Только после некоторого стажа успешной работы группе присваивается имя “вальдорфская”. Вальдорфское семейное воспитание осуществляется, естественно, родителями. Для интересующихся родителей проводятся занятия в течение года по разным темам. Во многих центрах работы с детьми-дошкольниками педагоги используют элементы вальдорфской педагогики (например, в центре “Рождество” и др.).

Результаты. Опыт показал, что дети из вальдорфских детских садов быстро и хорошо адаптируются к школе, хотя их по школьной программе специально не обучают. Их отличает более высокая общая стабильность, социальность – умение найти себя в коллективе сверстников, творческая активность, спонтанность и непосредственность. Исследования биографий бывших выпускников вальдорфских школ показали, что они выбирают самые разные профессии (то есть школа не толкает их в каком-то одном направлении) и что они в жизни успешны. А это сегодня – самое главное.
Оценить
Нажмите, чтобы просмотреть личную страницу Никсветлана
Светлана,  Москва 
– – – – – – – – – – – – – – – –
Чтобы установить себе персональный девиз, оставьте на форуме 500 сообщений Лето! Ах, сколько смысла и жизни в этом слове!
Иван (28.12.1991)Илья (28.11.1995)Михаил (10.12.1996)Вера (16.10.2007)Полина (16.04.2013)
На сайте: c 6 ноября 2007
Рейтинг: 5304
– – – – – – – – – – – – – – – –
Ветеран форума
– – – – – – – – – – – – – – – –
Вальдорфский сад: взгляд изнутри

Вальдорфский сад: взгляд изнутри Мои дети ходят в Вальдорфский детский сад. Им нравится, я тоже очень довольна.
Меня часто спрашивают, что это за сад такой, и чем он особенный. Попробую рассказать, как это выглядит с моей стороны (подчеркиваю: я не учитель, не воспитатель, просто мама, читающая книжки, и делающая свой выбор.)

Самое главное, что мне нравится в нашем садике - хотя это и не главный фактор, но один из важных - это то, что там, как правило, очень интеллигентные воспитатели, родители и дети. Вообще говоря, по моему опыту, если просто взять хороших детей, объединить их в разновозрастную группу, и предоставить им подходящее помещение для игр, то будет все куда лучше, чем в обычном детском саду.

А уж как оно бывает в обычном саду я, к сожалению, испытала на себе.
Сама я в детстве ходила в сад, обычный районный садик, не очень близко от дома. Отдали меня туда в 3 года, и там я была до 5.5 лет, причем все это время я там играла одна, так и не найдя ни с кем общего языка. Во дворе со всеми играла, в походах, в гостях - прекрасно общалась, а в саду - не сложилось.
Для того, чтоб меня приняли в этот садик, мой папа покрасил весь забор детского сада. Он приходил со мной, причем нес меня туда на плечах, там спускал меня на землю, а сам красил забор. Зеленой краской, если я правильно помню. В моем детском мозгу эти события прочно сцепились, и я порой думала примерно так: "Лучше б папа не красил этот дурацкий забор! Тогда б меня не водили в этот противный садик!" Было это в 78 году, с тех пор, наверное, многое изменилось.
Чем же мне так не нравилось в детском саду? Ну, во-первых, и дети, и воспитатели очень много ругались, кричали, наказывали, причем не особо разбираясь, кто прав, кто виноват. Не трудно сидеть на стульчике, пока все дети играют - но так обидно!
Во-вторых, называли только по фамилии, резко, неприятно. В-третьих, одна из воспитательниц всегда меня ругала, что я некрасиво одета, что у меня растрепались волосы. Она принималась меня расчесывать тонкой расческой, выдирая много волос - и мне было очень больно. Я эту воспитательницу не любила и боялась.
Еще в саду был противный запах, и очень невкусная еда. Эта еда была либо совсем холодная, либо слишком горячая, и очень много. Дома я ела много и просила добавку, но в саду мне было очень трудно доесть то, что дали, да еще не пролить ни капли. Макароны, толстые и склизкие, залитые холодным молоком с пенкой - бр-р-р!
Никаких занятий в саду я не помню, видимо, они были не слишком интересными.
В общем, мое отношение к детскому саду с детства было очень негативным, и я долго считала, что уж я-то своих детей в сад ни за что не отдам. Лет до трех я таскала Гришку в гости, в Зоопарк, в Зеленую Дверцу - и считала, что этого вполне достаточно.

А когда Гришке было три с половиной, я вдруг поняла, что ему уже тесно дома, и даже нашего активного общения ему мало. И тогда я привела его в Вальдофский детский садик.
Первое, что меня поразило - в саду очень уютно и красиво, и совсем не так, как в обычной детсадовской группе.
На окнах - витражи из цветной кальки, под потолком - мобили из соломинок, и колокольчики, на подоконниках - красивые камушки и ракушки, на стенках - картинки.
Мебель деревянная, легкая и удобная - столики, лавочки, табуреточки, ширмы - и все это дети могут брать, переставлять, переворачивать. Одни строят из скамеек автобус, другие - крепость из табуреток, третьи пытаются взгромоздить на стол скамейки и построить ракету - и никто им этого не запрещает.
Второе, что меня восхитило, это обилие традиций, ритуалов, праздников. И множество песен, красивых музыкальных инструментов, на которых дети могут играть.
Праздники в Вальдорфском саду просто волшебные, я нигде не встречала ничего подобного. Как торжественно они отмечают дни рожденья каждого из детей, и Праздник Фонариков, и Рождество, и Масленицу!
Дети, идущие в сумерках по осеннему парку, каждый - со своим фонариком, внутри которого мерцает свеча - это просто сказочное зрелище!

Когда ребенок приходит впервые в садик, он приходит вместе с мамой - в гости. Поиграет немного - и уходит. Воспитатели внимательно следят, чтобы ребенок был готов остаться в саду без мамы. Иногда малыш ходит неделю по утрам вместе с мамой - и вместе с ней через час уходит. Потом он остается в саду на час, потом на два часа, потом - до обеда. И только через месяц, а то и два, когда ребенок привыкнет к саду, его оставляют спать днем в садике.

В Вальдорфском саду разновозрастная группа, от 3 с половиной до 7 лет, поэтому большая часть детей уже знает все правила, и малыши могут вливаться в коллектив постепенно, просто подражая старшим. Когда в сад - обычный сад - приходит сразу 20 перепуганных трехлетних детей, то все они орут, расставаясь с мамами, пугая и мам, и себя, заражая друг друга этим плачем. А в этом саду такой картины попросту не бывает. Дети приходят, раздеваются - и бегут в группу играть, и не спрашивают жалобно, с мольбой в глазах: "а ты заберешь меня пораньше?"
Конечно, всякое бывает, и малыши, которые еще только освоились, поначалу скучают без мамы, но их так мало, что у воспитателей находятся и время, и силы такого малыша отвлекать и занимать.
Мои дети не канючат по утрам "не хочу в садик!", а наоборот торопятся туда - и мне это нравится. Наоборот, если мы почему-то остаемся дома, Галя вздыхает: "А с кем же я сегодня играть буду?"
Детей в саду зовут по имени, а не по фамилии, воспитателей тоже "тетя Ира", "тетя Галя", "тетя Таня", причем если в группе окажется вдруг пять Маш, то одну будут звать Маня, другую - Мария, третью - Маняша, четвертую - Маша, а пятую - Маруся.

Я слышала, что с точки зрения психологов до трех лет ребенка не надо вовсе отдавать в сад, достаточно занятий раз в неделю и общения во дворе с детишками, потому что до трех лет ребенку нужен "персональный взрослый" - обычно мама или бабушка, иногда няня - тот, кто его лучше всех знает и понимает, к кому малыш привык.
В Вальдорфский сад принимают девочек с трех лет, а мальчиков - с трех с половиной, потому что мальчики, как правило, хуже адаптируются.

Мне нравится, что у нас в саду домашняя вкусная еда, которая готовится прямо при детях. Дети помогают воспитателям готовить еду, режут овощи на суп и на салат, помогают раздавать еду и посуду: Есть никого не заставляют, и вообще уважают вкусы детей. Если воспитательница знает, что Ваня мало ест или что он не любит такую кашу, то она положит ему поменьше. Захочет - съест, не захочет - унесет на поднос.
А если не наелся - сам подойдет за добавкой.

В Вальдофском саду вы не увидите пластиковых игрушек, пистолетиков или барби. Зато там много самодельных мягких кукол, и кукольные одежки с колыбельками, и крохотный утюжок, и посудка для этих кукол. А еще есть всякие деревяшечки, пеньки, деревянные паровозики и зверюшки, шишки и желуди, каштаны и орехи, корзиночки и мисочки, и разнообразные ткани, и многое другое.
Так уж получается, что дети, которые ходят в Вальдорфский сад, редко смотрят видео и ТВ, и игры, основанные на мультиках и страшилках в саду не приветствуются.
В Вальдорфском саду считают, что свободная игра, простая ролевая игра в магазин и в дочки-матери, в строительство корабля или в кошку и котят - важнее умения читать и писать. С точки зрения обычного сада, в нашем нету никаких занятий. Дети просто общаются, играют, поют. После игры сами складывают все по местам, и сами идут играть в райген - повторяющуюся месяц или два длинную жестовую игру со стихотворным текстом. Потом завтрак, а после завтрака - прогулка. После прогулки - мыть руки и обедать, потом - спят.
Когда я была маленькая, нас укладывали строго, с руганью и угрозами, с наказаниями - ох! Тут - ничего подобного. Воспитательница старается найти для каждого ребенка что-то свое. С кем-то посидит, кому-то погладит спинку,кому-то даст грелку.

В Вальдорфском саду дети много гуляют, причем на прогулке они активно играют, бегают, прыгают - их не водят строем или парами. Раз в неделю они ходят не на свою площадку, а в лес - благо до Битцевского парка рукой подать!

Дети в таком саду много мастерят, рисуют акварелью по мокрой бумаге, лепят из воска, рисуют восковыми мелками, пекут пирожки, ходят в зооуголок. К каждому празднику дети делают подарки для мам, а мамы - для детей. То это фонарики, то гномики, то витражи, то свечки, то самодельные куколки, сшитые мамами, то теплые игрушки, свалянные из непряденой шерсти.
Дети не учатся считать и писать буковки, зато они вышивают и шьют, мастерят и даже иногда вырезают что-то из дерева.

Вальдорфская система создана Рудольфом Штайнером в Германии после Первой Мировой войны, и очень хорошо продумана была для адаптации и социализации самых разных детишек, и обеспеченных, и беспризорных.
Естественно, было продумано множество мелочей: бытовое устройство садов и школ, всякие воспитательные ритуалы, райгены, песенки на все случаи жизни. Следует учесть время создания системы, тогда станет ясно, почему в Вальдорфском саду дети так много времени уделяют домашнему хозяйству, всякому рукоделию, получению муки из зерен и выпеканию хлеба - из муки.

Перед тем, как начать трапезу, дети садятся за стол, берут соседей за руки, и произносят
Хлеб от зерна,
Зерно - от света,
А свет - от Божьего лица.
Так пусть же снова
Станут светом
Плоды земли
У нас в сердцах!
Благословенная трапеза.
Приятного всем аппетита.

Вальдорфская система не опирается в точности ни на одну религию, но и назвать атеистическим это воспитание никак нельзя. Некоторых не слишком верующих родителей этот момент смущает, но при всем том никто особо не настаивает на том, чтобы родители были православными, или, скажем, католиками. Просто часть праздников имеет религиозную окраску - особенно Рождество.

Источник: Ссылка
Оценить
Нажмите, чтобы просмотреть личную страницу НастасьЯ
Анастасия, 36 лет,  Балашиха 
– – – – – – – – – – – – – – – –
Чтобы установить себе персональный девиз, оставьте на форуме 500 сообщений Улыбнись новому дню!
Алеша (04.01.2005)Алиса (09.10.2007)
Последний визит: 16 марта 2016 | 12:13
На сайте: c 17 ноября 2006
Рейтинг: 1298
– – – – – – – – – – – – – – – –
Надежда и опора сайта
– – – – – – – – – – – – – – – –
У меня Леша в понедельник пойдет в Вальдофрский садик! Так волнительно!!!Smile
Оценить
Нажмите, чтобы просмотреть личную страницу Никсветлана
Светлана,  Москва 
– – – – – – – – – – – – – – – –
Чтобы установить себе персональный девиз, оставьте на форуме 500 сообщений Лето! Ах, сколько смысла и жизни в этом слове!
Иван (28.12.1991)Илья (28.11.1995)Михаил (10.12.1996)Вера (16.10.2007)Полина (16.04.2013)
На сайте: c 6 ноября 2007
Рейтинг: 5304
– – – – – – – – – – – – – – – –
Ветеран форума
– – – – – – – – – – – – – – – –
В ответ на сообщение НастасьЯ от Вс Дек 07, 2008 11:35 утра:
У меня Леша в понедельник пойдет в Вальдофрский садик! Так волнительно!!!


Надеюсь, вам понравится!
А где находится ваш садик? Напиши потом, как впечатление от сада, от занятий у тебя, у Лёши. Очень интересно.
Оценить
Нажмите, чтобы просмотреть личную страницу НастасьЯ
Анастасия, 36 лет,  Балашиха 
– – – – – – – – – – – – – – – –
Чтобы установить себе персональный девиз, оставьте на форуме 500 сообщений Улыбнись новому дню!
Алеша (04.01.2005)Алиса (09.10.2007)
Последний визит: 16 марта 2016 | 12:13
На сайте: c 17 ноября 2006
Рейтинг: 1298
– – – – – – – – – – – – – – – –
Надежда и опора сайта
– – – – – – – – – – – – – – – –
Садик у нас в Балашихе, рядом с домом. Нам повезло, многие возят туда детей с окраин города. Да, потом расскажу как все прошло:)
Оценить
Нажмите, чтобы просмотреть личную страницу Ужемама
Анастасия, 30 лет,  Россия  
– – – – – – – – – – – – – – – –
Чтобы установить себе персональный девиз, оставьте на форуме 500 сообщений К чертям диету,где мой тортик?
Михаил (15.02.2003)Даша (27.02.2008)
На сайте: c 2 апреля 2008
Рейтинг: 2876
– – – – – – – – – – – – – – – –
Ветеран форума
– – – – – – – – – – – – – – – –
В ответ на сообщение Никсветлана от Ср Окт 01, 2008 8:01 дня/вечера:
Перед тем, как начать трапезу, дети садятся за стол, берут соседей за руки, и произносят

Хлеб от зерна,

Зерно - от света,

А свет - от Божьего лица.

Так пусть же снова

Станут светом

Плоды земли

У нас в сердцах!

Благословенная трапеза.

Приятного всем аппетита.


Вот от этого у меня почему-то муражки побежали...На секту похоже...
Или это просто я-такая ханжа,ничего нового не принимаю.
Последний раз редактировалось: Ужемама (7 декабря 2008 | 22:03), всего редактировалось 1 раз
Оценить
Нажмите, чтобы просмотреть личную страницу Никсветлана
Светлана,  Москва 
– – – – – – – – – – – – – – – –
Чтобы установить себе персональный девиз, оставьте на форуме 500 сообщений Лето! Ах, сколько смысла и жизни в этом слове!
Иван (28.12.1991)Илья (28.11.1995)Михаил (10.12.1996)Вера (16.10.2007)Полина (16.04.2013)
На сайте: c 6 ноября 2007
Рейтинг: 5304
– – – – – – – – – – – – – – – –
Ветеран форума
– – – – – – – – – – – – – – – –
В ответ на сообщение Ужемама от Вс Дек 07, 2008 11:02 дня/вечера:
Вот от этого у меня почему-то муражки побежали...На секту похоже...
Или это просто я-такая ханжа,ничего нового не принимаю.


Настя, не воспринимай так буквально, детишкам стараются привить трудолюбие и уважение к хлебу. Вот дальше читай:
В ответ на сообщение Никсветлана от Ср Окт 01, 2008 8:01 дня/вечера:
Вальдорфская система не опирается в точности ни на одну религию, но и назвать атеистическим это воспитание никак нельзя. Некоторых не слишком верующих родителей этот момент смущает, но при всем том никто особо не настаивает на том, чтобы родители были православными, или, скажем, католиками. Просто часть праздников имеет религиозную окраску - особенно Рождество.



Добавлено спустя 1 минуту 9 секунд:

В ответ на сообщение НастасьЯ от Вс Дек 07, 2008 10:59 дня/вечера:
Садик у нас в Балашихе, рядом с домом. Нам повезло


Да, вам повезло, не надо никуда с ребёнком мотаться.
Оценить
Нажмите, чтобы просмотреть личную страницу Ужемама
Анастасия, 30 лет,  Россия  
– – – – – – – – – – – – – – – –
Чтобы установить себе персональный девиз, оставьте на форуме 500 сообщений К чертям диету,где мой тортик?
Михаил (15.02.2003)Даша (27.02.2008)
На сайте: c 2 апреля 2008
Рейтинг: 2876
– – – – – – – – – – – – – – – –
Ветеран форума
– – – – – – – – – – – – – – – –
В ответ на сообщение Никсветлана от Вс Дек 07, 2008 11:14 дня/вечера:
Нет,всё это как-то не для меня.Совдеповские как-то ближе. IMHO
Оценить
Нажмите, чтобы просмотреть личную страницу НастасьЯ
Анастасия, 36 лет,  Балашиха 
– – – – – – – – – – – – – – – –
Чтобы установить себе персональный девиз, оставьте на форуме 500 сообщений Улыбнись новому дню!
Алеша (04.01.2005)Алиса (09.10.2007)
Последний визит: 16 марта 2016 | 12:13
На сайте: c 17 ноября 2006
Рейтинг: 1298
– – – – – – – – – – – – – – – –
Надежда и опора сайта
– – – – – – – – – – – – – – – –
В ответ на сообщение Ужемама от Вс Дек 07, 2008 11:02 дня/вечера:
Или это просто я-такая ханжа,ничего нового не принимаю.


Это не новое. Этой методике уже много лет, просто в Россию она пришла недавно.
Оценить
Нажмите, чтобы просмотреть личную страницу Никсветлана
Светлана,  Москва 
– – – – – – – – – – – – – – – –
Чтобы установить себе персональный девиз, оставьте на форуме 500 сообщений Лето! Ах, сколько смысла и жизни в этом слове!
Иван (28.12.1991)Илья (28.11.1995)Михаил (10.12.1996)Вера (16.10.2007)Полина (16.04.2013)
На сайте: c 6 ноября 2007
Рейтинг: 5304
– – – – – – – – – – – – – – – –
Ветеран форума
– – – – – – – – – – – – – – – –
В ответ на сообщение Ужемама от Вс Дек 07, 2008 11:02 дня/вечера:
ничего нового не принимаю.


В ответ на сообщение НастасьЯ от Пн Дек 08, 2008 12:45 утра:
Это не новое. Этой методике уже много лет, просто в Россию она пришла недавно.


В ответ на сообщение Никсветлана от Сб Май 03, 2008 3:53 дня/вечера:
История создания. Вальдорфская педагогика возникла в Германии в начале ХХ века. Первая вальдорфская школа была создана в 1919 году и финансировалась фирмой «Вальдорф-Астория». Поэтому и школа была названа вальдорфской. Основатель вальдорфской школы – Рудольф Штайнер (1861-1925) – вдохновитель не только особой педагогики, лечебной педагогики и медицины, но и целого духовного направления, названного им антропософией. После смерти Штайнера вальдорфкие детские сады и школы распростанились по всему миру и в настоящее время являются одним из ведущих направлений в современной педагогике.

Основная задача педагогики, по Штайнеру, состоит в наиболее полном раскрытии способностей и задатков ребенка, причем все стороны существа ребенка – мышление, чувство и воля, должны развиваться в гармонии. Поэтому в вальдорфской педагогике наряду с интеллектом большую роль играют искусства, различные рукоделия и ремесла. Вот эту идею целостности в развитии можно считать основной для всей педагогики в целом.

С самого начала Штайнер придавал большое значение развитию и воспитанию в дошкольном возрасте, задолго до того, как это стало модой в 60 - 70 годах. Именно с этого времени интерес к вальдорфским детским садам и школам резко возрос. Сейчас вальдорфских детских садов более 2000. Они есть практически во всех странах мира, но особенно их много в европейских странах. У нас в стране вальдорфские детские сады возникли всего около 10 лет назад. Они пользуются у родителей большой популярностью, и их, к сожалению, слишком мало по сравнению со спросом.

Оценить
Нажмите, чтобы просмотреть личную страницу Джинни
Последний визит: 9 декабря 2009 | 12:30
На сайте: c 25 августа 2007
Рейтинг: 7
Доступ к сайту запрещен
– – – – – – – – – – – – – – – –
Недавно здесь
– – – – – – – – – – – – – – – –
 Личная страница   Сообщения (7)   Фотоальбом   Личное сообщение 
В ответ на сообщение Ужемама от Вс Дек 07, 2008 23:02:
Вот от этого у меня почему-то муражки побежали...На секту похоже...



не зря побежали: товарищ Штайнер был сектант. IMHO
Оценить
Нет подписи
Нажмите, чтобы просмотреть личную страницу НастасьЯ
Анастасия, 36 лет,  Балашиха 
– – – – – – – – – – – – – – – –
Чтобы установить себе персональный девиз, оставьте на форуме 500 сообщений Улыбнись новому дню!
Алеша (04.01.2005)Алиса (09.10.2007)
Последний визит: 16 марта 2016 | 12:13
На сайте: c 17 ноября 2006
Рейтинг: 1298
– – – – – – – – – – – – – – – –
Надежда и опора сайта
– – – – – – – – – – – – – – – –
Ужемама
В ответ на сообщение Никсветлана от Ср Окт 01, 2008 8:01 дня/вечера:
Перед тем, как начать трапезу, дети садятся за стол, берут соседей за руки, и произносят

Хлеб от зерна,

Зерно - от света,

А свет - от Божьего лица.

Так пусть же снова

Станут светом

Плоды земли

У нас в сердцах!

Благословенная трапеза.

Приятного всем аппетита.


Вот от этого у меня почему-то муражки побежали...На секту похоже...
Или это просто я-такая ханжа,ничего нового не принимаю.



Кстати в нашем саду говорят по-другому. Леша нас приучил и дома начинать прием пищи с этих слов:

"Спасибо солнцу, спасибо земле
За то, что есть на нашем столе!
И пусть у всех людей на Земле
Будет хлеб на столе.

Приятного аппетита!"

Очень хорошая и правильная традиция, на мой взгляд.

Добавлено спустя 6 минут 38 секунд:

Обещала рассказать свои впечатления и так и не рассказала.

Садиком и я, и Леша давольны, он ходит каждый день с удовольствием. Пошли и в этом году туда же, не очем не жалею. Алису отдам через год (хотя она рвется туда уже сейчас)), меня очень радует тот факт, что первый год - год аклиматизации к саду, она будет ходить вместе с братом, который всегда поддержит и защитит.

Самое главное в любом саду - это хороший воспитатель, любящий свою работу и детей. Это большая редкость и огромная ценность. Мы такого преподавателя нашли! Чего и всем желаем Smile
Оценить
Нажмите, чтобы просмотреть личную страницу Джинни
Последний визит: 9 декабря 2009 | 12:30
На сайте: c 25 августа 2007
Рейтинг: 7
Доступ к сайту запрещен
– – – – – – – – – – – – – – – –
Недавно здесь
– – – – – – – – – – – – – – – –
 Личная страница   Сообщения (7)   Фотоальбом   Личное сообщение 
А вот расскажите, пожалуйста, те, у кого детки давно ходят в вальдорфские сады: правда ли, что:
- детям, посещающим такой садик, запрещают играть обычными игрушками (лего, покупные куклы, магазинные машинки и т.п.). И дите вынуждено либо быть белой вороной вне детсада (во дворе, среди детей знакомых и родственников), поскольку большинство современных детишек игрушки только из самодельных тряпочек или деревяшек мало радуют, и таких малышей другие дети не понимают, (а кого не понимают - того обычно высмеивают), либо играть вне детсада, как и все другие детки, а в саду это не афишировать?
- до 7летнего возраста запрещается обучение наукам - чтению, математике и т.п. И если в саду узнают даже, что мама, к примеру, учит малыша дома сама - азбуке или игре на фортепьяно, то малыша посоветуют из вальдорфского сада забрать?
А еще я слышала, что сама методика базируется на принципах антропософии - философского учения, которое остается достаточно жесткой идеологической системой, связанной с оккультизмом, мистикой, эзотерическими учениями. И даже если это напрямую не отражается на жизни детсада, исподволь все равно влияет на формирования личности ребенка. "(В инете, кстати, я видела статьи православных священников, осуждающих вальдорфскую методику)
Хотелось бы услышать комментарии родителей, которые испытали плюсы и минусы таких садов на своих детках...
Заранее спасибо. happy
Оценить
Нет подписи
Нажмите, чтобы просмотреть личную страницу НастасьЯ
Анастасия, 36 лет,  Балашиха 
– – – – – – – – – – – – – – – –
Чтобы установить себе персональный девиз, оставьте на форуме 500 сообщений Улыбнись новому дню!
Алеша (04.01.2005)Алиса (09.10.2007)
Последний визит: 16 марта 2016 | 12:13
На сайте: c 17 ноября 2006
Рейтинг: 1298
– – – – – – – – – – – – – – – –
Надежда и опора сайта
– – – – – – – – – – – – – – – –
В ответ на сообщение Джинни от Вт Окт 27, 2009 21:40:
- детям, посещающим такой садик, запрещают играть обычными игрушками (лего, покупные куклы, магазинные машинки и т.п.). И дите вынуждено либо быть белой вороной вне детсада (во дворе, среди детей знакомых и родственников), поскольку большинство современных детишек игрушки только из самодельных тряпочек или деревяшек мало радуют, и таких малышей другие дети не понимают, (а кого не понимают - того обычно высмеивают), либо играть вне детсада, как и все другие детки, а в саду это не афишировать?


Да, в садике все игрушки рукодельные, но кто запрещает играть обычными игрушками дома и во дворе? В сад дети не с игрушками идут играть, а общаться с детишками, играть в совместные игры, делать поделки, слушать и смотреть сказки, которые рассказывет и показывает воспитатель. Иногда детки приносят с собой обычные игрушки в сад, никто силой игрушки у них не отбирает.
Ну, про белую ворону во дворе, это уже перебор. Это уже вина родителей, а не педагогов сада.

В ответ на сообщение Джинни от Вт Окт 27, 2009 21:40:
- до 7летнего возраста запрещается обучение наукам - чтению, математике и т.п. И если в саду узнают даже, что мама, к примеру, учит малыша дома сама - азбуке или игре на фортепьяно, то малыша посоветуют из вальдорфского сада забрать?



Ничего там не запрещают. Многие дети дарят на ДР открытки, которые они сами подписывают (дети в саду от 3-х до 6 лет), воспитатель это приветствует и помогает прочитать, если именинник не умеет читать.

В ответ на сообщение Джинни от Вт Окт 27, 2009 21:40:
А еще я слышала, что сама методика базируется на принципах антропософии - философского учения, которое остается достаточно жесткой идеологической системой, связанной с оккультизмом, мистикой, эзотерическими учениями. И даже если это напрямую не отражается на жизни детсада, исподволь все равно влияет на формирования личности ребенка. "



Ну это вообще уже на бред похоже. Такое ощущение, что это пишут люди, не знающие эту систему и методику, и судят лишь по каким-то поверхностным вещам, как в той пословице: слышу звон, да не знаю, где он...

Добавлено спустя 2 минуты 29 секунд:

Замечу, это я написала по нашему садику, что в других не знаю, ведь многое зависит от самого воспитателя и как он воспринимает и трактует эту методику.
Оценить
Форум / Детский сад / Вальдорфский детский сад 1 2  далее »
Показать панель форматирования
Предварительный просмотр
Показывать смайлы
Я читал и принимаю правила общения на сайте
Сообщать мне о получении ответов в этой теме