Реклама
Психологические тесты онлайн
Проверьте свои знания и интуицию, узнайте ваш характер и достойные качества!
Posobie.info – полезный сайт для родителей Введите номер пособия и выиграйте ценные призы!
Войти
Регистрация
I триместр
II триместр
III триместр
Первые недели
Малыш до года
От года до 3 лет
От 3 до 7 лет
Читай
Общайся
Выигрывай
Сервисы
Фотоконкурсы
Правила форума
Форум / От трех до семи /

Эта невыговариваемая буква "Р"

1 2  далее »
Сообщение от незарегистрированного пользователя. Или этот пользователь был ранее зарегистрирован на сайте, но удалил свой аккаунт.

Эта невыговариваемая буква "Р"




Наступает период, когда родители начинают волноваться – ребенок так много всего говорит, произносит все буквы, но вот что-то не так с буквой «Р». И чем старше ребенок, тем больше проявляется озабоченность родителей. И родители обращаются за помощью к совершенно различным специалистам. Попробуем разобраться, как же поступить правильно.

Во-первых, данную проблему помогает решить только логопед. Он должен посмотреть ребенка и найти причины, почему он не произносит эту букву. Иначе, пытаясь поставить этот звук сами, вы можете сделать это неправильно.


Например, нужно для начала определить:

1. Нет ли у ребенка таких нарушений, как дизартрия или дислалия. Дизартрия – это расстройство речи (артикуляции) при поражении продолговатого мозга (бульбарный паралич) коры головного мозга. Дислалия по другому называется косноязычием.

2. Каким именно «образом» ребенок пытается произнести букву Р, как он ее произносит – горлом, заменяет другими буквами, вообще не произносит, произносит только в середине слова, а в начале нет и т.д.

3. Может, проблема в слабом развитии дыхания и мышц артикуляционного аппарата.

Логопед выясняет особенности произношения и подбирает упражнения специально для вас. Если артикуляция звука правильная, т.е. вибрирует кончик языка у альвеол, то беспокоиться не стоит, но если ребёнок «рычит» горлом - это повод для беспокойства. Что еще может помешать: зубы, слабое дыхание, заложенный нос, уздечка и т.д. Звук Р может не идти из-за короткой уздечки, проверьте ее сами или сходите к ортодонту, так как не всегда в этом виновата неподвижность языка.

Если вы не уверены в том, как ваш ребёнок артикулирует этот звук, то с этим вопросом нужно обращаться только к логопеду, а не пытаться «услышать» самим и пробовать подбирать упражнения.


Постановка звука Р является очень кропотливой работой. Многие дети требуют длительного времени для вызывания этого звука.


Помимо упражнений на развитие правильного диафрагмального дыхания и растягивания уздечки, рекомендуется вырабатывать воздушную струю и укреплять мышцы кончика языка. Работа с ребенком должна проводиться каждый день по 10-15 минут. Логопед сможет порекомендовать Вам нужные упражнения.

Для произнесения звука Р необходима сложная работа всех мышц языка: кончик языка и его передняя часть подняты к альвеолам, напряжены, кончик языка вибрирует в проходящей воздушной струе. Средняя часть языка опущена, его боковые края прижаты к верхним коренным зубам; выдыхаемая воздушная струя должна быть сильной, направленной.


Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют упражнения. Например, такие:

Чьи зубы чище?
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

Краткое описание. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Методические указания.

1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.
3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.


Маляр

Цель. Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.

Краткое описание. Улыбнуться, открыть рог и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.

Методические указания.

1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
2. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.
Много игр можно найти в Интернете на логопедических сайтах, но все это вы будете делать только после похода на консультацию логопеда.

источник: Ссылка
Оценить
Нет подписи
Сообщение от незарегистрированного пользователя. Или этот пользователь был ранее зарегистрирован на сайте, но удалил свой аккаунт.
Конечно, сходить к логопеду можно. Но мне специалисты говорили, что до 5 лет не стОит заморачивться на эту тему. Все звуки встают на место примерно в 5 лет.

Полинка у меня все звуки говорит давно, кроме "л" твердого. Я уже литературу начала подбирать для занятий. а тут ровно после Д/Р(5 лет) она стала его произносить. Сейчас только иногда по привычке проглатывает, но я ее поправляю, и всё нормально. happy
Оценить
Нет подписи
Нажмите, чтобы просмотреть личную страницу ckat
Катерина
– – – – – – – – – – – – – – – –
Чтобы установить себе персональный девиз, оставьте на форуме 500 сообщений Через съехавшую крышу лучше видны звезды
УльянаБогдан
На сайте: c 8 декабря 2007
Рейтинг: 11471
– – – – – – – – – – – – – – – –
Ветеран форума
– – – – – – – – – – – – – – – –
Татьянка
звуки встают на место примерно в 5 лет.


Не знаю, кто вам это сказал. У соседского мальчика до сих пор проблемы со множеством звуков, ходит ребенок в первый класс. Не знаю почему, но к логопеду они не обращались.
Моей дочке 5 исполнилось, но... как она разговаривала в 3,5, так говорит до сих пор. Обратились к логопеду. Пыталась сама исправить произношение по спецлитературе дома, но я не специались, правильно было замечено
Shкода
Логопед выясняет особенности произношения и подбирает упражнения специально для вас.


И еще, любой из нас может вспомнить, что в школе достаточно много детей, которым уже долеко за 5 Smile, которых называют шепелявыми, картавыми и прочими обидными словами.
Оценить
Сообщение от незарегистрированного пользователя. Или этот пользователь был ранее зарегистрирован на сайте, но удалил свой аккаунт.
ckat2007
Татьянка писал(а):
звуки встают на место примерно в 5 лет.


Не знаю, кто вам это сказал.


Я имела ввиду, что до 5 лет не стОит переживать по этому поводу и что-то специально делать. А вот после 5ти - к логопеду, на занятия-упражнения, выяснение причин и т.д...
ckat2007
У соседского мальчика до сих пор проблемы со множеством звуков, ходит ребенок в первый класс.


Это ужасно. cry
Оценить
Нет подписи
Сообщение от незарегистрированного пользователя. Или этот пользователь был ранее зарегистрирован на сайте, но удалил свой аккаунт.
Слоговая структура слова, По слогам говорить умеете?


Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит структура слова воспроизводится неверно.
До трех лет такое явление нормально. Беспокоиться о состоянии речи ребенка не нужно.
Например, ребенок говорит «мицаней» или «милицилинел» вместо милиционер; «игнутыный» или «ингулисний» вместо игрушечный и т. п.

В возрасте 4-5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь специалиста-логопеда.
Самостоятельно такие нарушения не проходят.

Необходимо проверять, как ребенок произносит слова различной слоговой структуры — со стечением согласных в начале, середине и конце слова, многосложные слова и слова, состоящие из сходных звуков.
Вы можете узнать, нарушена ли слоговая структура слов у вашего малыша, если предложите ему произнести следующие слова ( в правой колонке приведены примеры искажения слоговой структуры слов у детей 4-5 летнего возраста):
регулировщик - анялотик, игулетик
сковородка - кавота, сакавотя
стрекоза - коза, ситазя
табуретка - бутека, тубека
перекресток - пикеся, кипесяк
виноград - билетад, вигана
дверь - дель, дей
Работа по устранению нарушений слоговой структуры проходит ряд этапов и требует значительного времени.

Обычно, нарушение слоговой структуры слов вызвано не сформированным фонематическим слухом. ( тема по диагностике и пошаговая система работы с фонематическим слухом см. ниже.
( В следующем посте расскажу о системе работы по формированию слоговой структуры. Приведу примеры заданий. Дам ссылки на пособия, которые можно заказать в инете или посмотреть в магазинах )


Что требуется для формирования правильной слоговой структуры слов?

1. Проверить фонематический слух ребенка. ( работать над его развитием)

2. Предлагая ребенку задания (слова для проговаривания) следить за тем, чтобы все звуки были доступны для произношения. ( если не произносит "р" - избегать в отработке слов с этим звуком)

3. Работа строится от простого к сложному. Начинать со стечения гласных (ау, ио...), потом к открытым слогам (па, ма...), двусложным словам ( па-па, ма-ма), словам с закрытыми слогами, со стечениями согласных ( лам-па, сум-ка), к сложным словам ( милиционер), словосочетаниям, предложениям, стихам, рассказам.

4. По началу предлагать ребенку повторять речевой материал отраженно ( произнесли сами - ребенок повторил), после переходить к самостоятельной речи ( называть изображение на картинках, читать стихи, составлять рассказы по картинке, серии картинок)

5. В работе с ребенком произносить слова четко, медленно. Очень хорошо, если вы будете совместно с малышом отхлопывать слоги в словах.

6. Следить за тем, чтобы ребенок знал значение проговариваемых слов.

Такие книги вы можете преобрести для самостоятельного формирования слоговой структуры слов:
Ссылка
Ссылка


Если к 5 годам ваш ребенок грубо нарушает слоговую структуру слов советую вам обратиться за помощью к логопеду.




фонематический слух.

Фонематический слух - способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами - данного языка. Формирование фонематического слуха происходит у детей при восприятии - устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются дифференциальные признаки фонем.

К сожалению, многие упускают аспект формирования фонематического слуха при работе над речевым развитием своих малышей.
Но как можно требовать от ребенка правильного произношения, если он не верно различает звуки на слух? (Не дифференцирует их в речи окружающих или же в своей собственной)

Вот ссылка на фундамент развития фонематического слуха - неречевой слух и варианты игр с малышом.
Ссылка

А вот пошаговая схема занятий, которая позволит выявить уровень развития слуха у вашего малыша.


Удачи вам!Smile


источник:http://www.logopedplus.ru
Оценить
Нет подписи
Сообщение от незарегистрированного пользователя. Или этот пользователь был ранее зарегистрирован на сайте, но удалил свой аккаунт.
Я в детстве тоже не выговаривала,но мы с мамой постоянно поговорки повторяли с этой буквой и потом научилась!
Оценить
Нет подписи
Нажмите, чтобы просмотреть личную страницу Эйлин
Елена, 44 года,  Южное Бутово 
– – – – – – – – – – – – – – – –
Чтобы установить себе персональный девиз, оставьте на форуме 500 сообщений Командовать в доме должен кто-то одна...
Сергей (26.09.1999)Алиса (19.08.2003)Геннадий (10.05.2006)Михаил (03.01.2009)
На сайте: c 28 мая 2006
Рейтинг: 3819
– – – – – – – – – – – – – – – –
Почетный старожил сайта
– – – – – – – – – – – – – – – –
У моего старшего были проблемы с проиношеним этой самой буквы "Р" Confused Сам он ее начал выговаривать уже после того, как ему исполнилось 6 лет. После трех занятий с логопедом...

В классе у моего Сережки учится один мальчик, у которого есть просто ооооогромненйшие проблемы в произношении большого количества звуков (почти все шипящие-свистящие, "р", "л"...). Он когда на различных школьных мероприятиях читает стихи, то понять, что он говорит практически невозможно. Так самое печальное то, что родители с ним практически не занимаются - отказались от занятий с логопедом.
Последний раз редактировалось: Эйлин (28 января 2008 | 20:51), всего редактировалось 2 раз(а)
Оценить
Нажмите, чтобы просмотреть личную страницу МАСТ
Татьяна, 37 лет,  Зеленоград 
– – – – – – – – – – – – – – – –
Чтобы установить себе персональный девиз, оставьте на форуме 500 сообщений Люблю
Максим (20.08.2001)Анастасия (08.10.2006)Кирилл (09.08.2009)
Последний визит: 8 октября 2013 | 8:23
На сайте: c 21 февраля 2007
Рейтинг: 2054
– – – – – – – – – – – – – – – –
Ветеран форума
– – – – – – – – – – – – – – – –
 Личная страница   Сообщения (5515)   Фотоальбом   Личное сообщение 
Татьянка
Я имела ввиду, что до 5 лет не стОит переживать по этому поводу и что-то специально делать. А вот после 5ти - к логопеду, на занятия-упражнения, выяснение причин и т.д...


Нам точно также сказала логопед в детском саду по поводу Макса,т.к.у нас к концу учебного 2006 года начала появляться горловая буква Р.Нам строго настрого запретили как-либо исправлять.Придя в сад в сентябре логопед начала опять занятия и уже к новому году у нас была четкий звук Р.
Оценить
Нажмите, чтобы просмотреть личную страницу ckat
Катерина
– – – – – – – – – – – – – – – –
Чтобы установить себе персональный девиз, оставьте на форуме 500 сообщений Через съехавшую крышу лучше видны звезды
УльянаБогдан
На сайте: c 8 декабря 2007
Рейтинг: 11471
– – – – – – – – – – – – – – – –
Ветеран форума
– – – – – – – – – – – – – – – –
МАСТ
Нам точно также сказала логопед в детском саду по поводу Макса,т.к.у нас к концу учебного 2006 года начала появляться горловая буква Р.Нам строго настрого запретили как-либо исправлять.Придя в сад в сентябре логопед начала опять занятия и уже к новому году у нас была четкий звук Р.


Это значит вам было пять, когда он стал так говорит "р"? Быстро вы справились с этой проблемой.
А моя "французит" с 1г. и 3 мес., не знаю как мы будем с этим делом справляться... cranky И кроме этого ещё куча всего.
Оценить
Нажмите, чтобы просмотреть личную страницу rinata
Рината
Олежка (12.02)
Последний визит: 26 декабря 2008 | 16:57
На сайте: c 4 марта 2008
Рейтинг: 32
– – – – – – – – – – – – – – – –
Постоянный посетитель
– – – – – – – – – – – – – – – –
У моих сыновей не было проблемы в выговаривании этой буквы.
Оценить
Нажмите, чтобы просмотреть личную страницу ckat
Катерина
– – – – – – – – – – – – – – – –
Чтобы установить себе персональный девиз, оставьте на форуме 500 сообщений Через съехавшую крышу лучше видны звезды
УльянаБогдан
На сайте: c 8 декабря 2007
Рейтинг: 11471
– – – – – – – – – – – – – – – –
Ветеран форума
– – – – – – – – – – – – – – – –

Советы логопеда: звук и буква "Р"


Ваш малыш уже подрос, ходит в детский сад, не за горами и школа. Он умеет даже уже читать, пишет многие буквы, знает много стихотворений, но Вас все равно что-то тревожит, что-то «не так». Ну конечно! Ведь Ваш малыш не «рычит», как Вася, Света..., да и вообще у него какая-то «каша» во рту, иногда и не поймешь ничего. Разобрались, что «не так»?
Так вот, о темпо-ритмической стороне речи мы поговорим позже, а сейчас попытаемся решить этот «коварный» вопрос о звуке «Р». Для начала давайте не будем спешить и заставлять малыша 3-4 лет «рычать», да и самим нервничать, что наш не такой, как..., что не может, не хочет. В норме (когда у ребенка не наблюдается каких-либо патологий, хорошо развит артикуляционный аппарат) звук «Р» появляется у детей к 5-6 годам. Это самый поздний звук. Другое дело, если педиатр или стоматолог (ортодонт) заметили, что у ребенка укороченная подъязычная связка (уздечка), или ваш малыш произносит звук «Р» «горлышком» (так называемое горловое дрожащее произношение). В решении этих вопросов вам, скорее всего, нужен будет логопед.

А если вы сами хотите попробовать научить своего малыша говорить звук «Р», то мы посоветуем начать все же с подготовительных упражнений и с артикуляционной гимнастики.


Подготовительные упражнения

Для выработки напора воздуха:
- Набрав в легкие воздух, с силой дуть (а не просто выдыхать) его, заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса.

Для языка.
- Язык широко распластать и просунуть между зубами. Сильно выдувать воздух с включением голоса, заставляя вибрировать язык. При этом язык и губы не напряжены. Ладошкой, поднесенной ко рту, ощущается резкая холодная струя воздуха.
- Цоканье, прищелкивание языком. С переменным темпом щелкать языком так, чтобы он всей своей массой вначале присасывался к нёбу на мгновение, а затем падал бы вниз. Расстояние между зубами должно быть не менее полутора пальцев, нижняя челюсть при упражнении неподвижна.
- Поднять язык к нёбу, до предела растянув «уздечку». Расстояние между зубами полтора-два пальца. Удержать язык в верхнем положении, пока не набежит слюна.


Артикуляционная гимнастика

«Качели» - Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

«Маляр» - Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться

«Чистим верхние зубки» - Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.

«Посчитаем верхние зубки» - Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Нижняя челюсть остается неподвижной.

«Гармошка» - Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.
«Барабан» - Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук «д-д-д». Язык при этом упирается в верхние зубы, рот не закрывается.

«Комарик» - Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, длительно произнести звук «з».

Ну вот, наш язычок уже «готов» к более серьезным испытаниями, он уже «стремится» занять свое правильное положение. Какое именно?


Нормальная установка при произнесении твердого звука «Р»

- Кончик языка поднят к нёбу, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посредине языка, кончик языка вибрирует у альвеол.

- Губы открыты, зубы разомкнуты, на ладони, поднесенной ко рту, ощущается сильная струя воздуха. Звук получается звонкий.

А теперь начинается сама постановка звука. Она может проходить по подражанию, когда ребенок «копирует» вас. Этот способ основан на сознательных попытках найти артикуляцию, позволяющую произнести правильный звук. Это может быть механический способ постановки звука, который основан на внешнем воздействии на органы артикуляции специальными зондами или шпателями. А может быть и смешанный, который совмещает два предыдущих.


Приемы постановки звука

Открыть рот, на одном выдохе длительно произносить звук «ддд» в быстром темпе, ритмично. При этом язык должен смыкаться не с резцами, а с деснами верхних резцов или альвеолами. При многократном произнесении серии звуков сильно подуть на кончик языка, при этом возникает вибрация.

Протяжно произносить звук «ж» без округления губ и с перемещением переднего края языка несколько вперед, к деснам передних зубов или альвеолам. Звук произносится со значительным напором воздуха. В это время под язык вводится шпатель и быстрыми движениями шпателем вправо влево вызываются колебания языка. Во время тренировок выдыхаемая струя должна быть сильной.

Также можно поставить звук «р» от слогового сочетания «ззза». При этом язык должен находиться у альвеол, рот приоткрыт. Во время произнесения вводится шпатель и быстро провести им из стороны в сторону. В момент возникающей вибрации слышится достаточно чистый звук «р».
При постановке мягкого «р» применяется тот же прием, но с помощью слога «зи».

Ну, вот вы и молодцы! Но сейчас осталась не менее важная задача – автоматизация правильного произношения этого звука в речи. Когда звук «р» будет произноситься малышом изолированно без затруднений, можно переходить к автоматизации. И вот тут начинается «кропотливая» работа, т.к. сначала необходимо закрепить правильное произношение звука в слогах, затем в словах, предложениях, и только в конце в спонтанной речи. Сначала берем слоги со стечением согласных (тр, др…) в начале слова, потом в середине, потом в конце. Затем отрабатывается звук «р» в начале слова в прямых слогах (ра, ро…), потом в середине, в конце слов. После отработки предложений, отрабатываются скороговорки, чистоговорки, стихотворения.

Дорогие малыши и уважаемые взрослые! Вот вы и освоили этот трудный звук «р» и уже можете порычать как настоящий тигр или быстро-быстро сказать скороговорку со звуком «р». Не расстраивайтесь, если что-то не получилось. Ведь это работа не на один месяц. Вызвать звук «р», как и любой другой, намного легче, чем потом автоматизировать его в речи. Ну а если совсем ничего не получается, много непонятного, много вопросов, вы всегда можете обратиться к логопеду за помощью в решении трудностей. Успехов вам!


логопед детского сада «ЛУЧиК» Королёва Юлия

Оценить
Нажмите, чтобы просмотреть личную страницу barbariska
наталья,  одесса 
кристиан (13.12.1999)Ева (23.02.2004)
Последний визит: 8 декабря 2009 | 12:09
На сайте: c 11 августа 2008
Рейтинг: 68
– – – – – – – – – – – – – – – –
Постоянный посетитель
– – – – – – – – – – – – – – – –
 Личная страница   Сообщения (61)   Фотоальбом   Личное сообщение 
Мой старший только в 7 лет начал р выговаривать,я с ним занималась.А друг его 8.5 лет мальчик до сих пор не выговаривает р и шипящие.С логопедом 2 года занимаются.А моя младшая(4 года)все выговаривает кроме л.Но я занимаюсь и уже л стало проскакивать.Да что говорить если моя лучшая подруга картавит и переучиваться не хочет.Говорит мужчинам нравится. Rev
Оценить
Нажмите, чтобы просмотреть личную страницу Nooler
Светлана, 35 лет,  Москва 
– – – – – – – – – – – – – – – –
Чтобы установить себе персональный девиз, оставьте на форуме 500 сообщений Itte kimasu ^_-
Дмитрий (15.04.2005)Ванюша (02.08.2017)
Последний визит: 12 мая 2019 | 15:03
На сайте: c 31 мая 2006
Рейтинг: 2817
– – – – – – – – – – – – – – – –
Почетный старожил сайта
– – – – – – – – – – – – – – – –
Я сама в детстве не выговаривала эту букву...до шести лет точно.
до четырёх я её реально не выговаривала, а потом просто достали все меня ей тыкать и я вредничала...просто не хотела по нормальному выговаривать happy
ходили к логопеду, учили скороговорки dill

Димка тоже сейчас не выговаривает,но это нормально)пока возраст такой...
да,сказал логопед что всё ок, к пяти годам все звуки должны сами поставиться...а тем более он болтает без умолку-значит всё хорошо clap
Оценить
Сообщение от незарегистрированного пользователя. Или этот пользователь был ранее зарегистрирован на сайте, но удалил свой аккаунт.
Текст удален автором при удалении профиля
Оценить
Нет подписи
Нажмите, чтобы просмотреть личную страницу mormona
Наталья+Батьковна,  Москва 
– – – – – – – – – – – – – – – –
Чтобы установить себе персональный девиз, оставьте на форуме 500 сообщений Хто здесь?
Ваньчик-   Масяньчик (16.05.2004)
На сайте: c 28 февраля 2007
Рейтинг: 6694
– – – – – – – – – – – – – – – –
Надежда и опора сайта
– – – – – – – – – – – – – – – –
Артикулляционная гимнастика
Если вы замечаете, что ваш ребенок не выговаривает некоторые звуки - не расстраивайтесь.
Все поправимо, нужно только уделить этому должное внимание и время.
Во-первых ОБЯЗАТЕЛЬНО обратитесь к логопеду, а во-вторых занимайтесь со своим малышом сами дома.

1 упражнение:
Открой широко рот – вот какие большие ворота у нас получились. Подержи их открытыми и закрой.
Несколько раз повторить упражнение «Ворота».

2 упражнение:
Улыбнись и спрячь губы – подожмите так, чтобы их не было видно. А теперь отопрем замок: расслабь губы, слегка разожми их, чтобы между ними была маленькая щелочка.
Несколько раз повторить упражнение «Замок».

3 упражнение:
Улыбнись, покажи зубки. Положи верхние зубы на нижнюю губу. Вот какой славный ключик у нас получился. Слегка расслабь, разожми губы, чтобы между ними была маленькая щелочка.
Несколько раз повторить упражнение «Ключик».

4 упражнение:
Приоткрой рот и положи язык внизу нижних зубов свободно, спокойно. Язык должен быть расслаблен. Спокойной ночи, язычок!
Несколько раз повторить упражнение «Спать пора».

5 упражнение:
Положи язычок на нижнюю губу. Смотри, какая хорошая «лопатка» у тебя получилась.
Подержать язык в таком положении.

6 упражнение:
«Замесим тесто». Улыбнись, покажи зубки. Просунь между ними широкий кончик языка. Покусай кончик языка, приговаривая «та-та-та-та», словно тесто месишь.

7 упражнение:
«Блинчики». Удержи широкий кончик языка между зубами неподвижно. Какой хороший блинчик у тебя получился! Нужно испечь еще.
Повтори последние три упражнения 10 раз.

Пора отдохнуть.

8 упражнение:
Улыбнись, положи широкий язычок на верхнюю губу. Вот получилась «вазочка». Спрячь язык.
Повтори упражнение несколько раз.


9 упражнение:
Какие вкусные блины с вареньем! Оно еще осталось на твоих губах. Слижи варенье с губ: оближи языком сначала верхнюю губу вправо-влево. Затем нижнюю губу вправо-влево. Положи широкий язык на верхнюю губу и «слижи» с нее варенье сверху вниз (проведите языком по губе и уберите его за верхние зубы). Положите язык на нижнюю губу, «слижите» с нее «варенье» снизу вверх и уберите язык за нижние зубы.

10 упражнение:
Сделаем для чая чашечку. Улыбнись, широко открой рот. Края языка прижми к верхним зубам. Сделай еще чашечку для мамы и папы.
Повторить упражнения 3 раза.

Пора отдохнуть.

11 упражнение:
Надуй щеки, как будто надуваешь воздушный шарик. Нажми на щеки пальцами и… шарики лопнули, пропали! Здорово! Весело надувать шарики, а потом их лопать!
Поиграй еще раз.

12 упражнение:
А шарик решил поиграть с тобой в «догонялки»: то водной щеке надуется, то в другой. Так и перекатывается шарик из щеки в щеку. Шарик и тебя зовет в догонялки поиграть.

13 упражнение:
Твой язычок хочет покататься «на каруселях». Покружим его, только медленно, неторопливо. Выполняй круговые движения языком по часовой стрелке и против часовой по губам.
Повтори несколько раз.

14 упражнение:
А на качелях еще веселее кататься! Вверх – вниз! Вверх – вниз! Крепче держись! И язычок катается вместе с тобой. Рот широко открой, язык то поднимается верх за верхними зубами, то опускается вниз за нижними зубами.
Повтори 4 раза.

15 упражнение:
Давай покатаемся на лошадке. Сели на лошадку и поскакали. А язычок рад стараться, цокает, как лошадка копытами, прищелкивая.

16 упражнение:
Весело! Широко «улыбнись», а потом спрячь улыбку и улыбнись снова.
Повторить упражнение несколько раз.

Пора отдохнуть!

17 упражнение:
Давай соберем грибы! Нужно присосать язык к небу, словно шляпку гриба. Крепкий гриб получился. Щелкнул язычок – сорвали гриб. Новый грибок нашли и опять сорвали. Вот целая корзинка и набралась.

18 упражнение:
На полянке стоит избушка. В избушке «старушки-болтушки» живут. Целый день болтают: «Бл-бл-бл». Язык быстро делает движения взад-вперед. Включая голос. Совсем заболтали старушки язычок.

19 упражнение:
Вдруг затикали часы: «тик-так, тик-так». Рот малыша приоткрыт, язык делает движения вправо-влево к уголкам губ, а взрослый синхронно озвучивает движение: так-так. Кукушка из часов выскочила и закуковала: тонкий напряженный язычок вытянуть вперед и убрать 10 раз под родительские «ку-ку».
Пора отдохнуть.

20 упражнение:
Покажи, как ты хмуришь брови. Вот так. Губы надуй. Вот так.
Покажи несколько раз.

21 упражнение:
Вытяни вперед тонкий и крепкий язычок. Посмотри, какая чудесная иголочка получилась! Теперь нитки нужны.

22 упражнение:
Подогни кончик языка вниз, как можно глубже вовнутрь. Вот и получилась катушка с нитками.
Повторить упражнения 10 раз.
Давай постучим язычком как молоточком. Кончик язычка ударяет за верхними зубами, подражая молоточку. Включается голос: т-т-т-т-т…




МНЕ КАРТИНКИ ПОНРАВИЛИСЬ!
Последний раз редактировалось: mormona (26 февраля 2009 | 15:29), всего редактировалось 1 раз
Оценить
Форум / От трех до семи / Эта невыговариваемая буква "Р" 1 2  далее »
Показать панель форматирования
Предварительный просмотр
Показывать смайлы
Я читал и принимаю правила общения на сайте
Сообщать мне о получении ответов в этой теме